Владимир53 написал(а):Думай правильно.
А вот это - верно!
Думать надо, желательно - правильно.
"...Внутренний мир наших пращуров был так же мал и ограничен в знаниях, как был мал и ограничен для познания повседневный мир их географического обитания.
Древние перволюди, в основном, всю жизнь крутились на небольшом пятачке зани-маемой их племенем территории, порой не смея отдалиться от него на несколько десятков километров.
И хотя знали они его и вдоль, и поперек, как свои пять пальцев, глубинные знания о привычных, повседневных вещах были им так же недоступны, как и неведомый и враждеб-ный мир за пределами их территории.
Но устраивало это далеко не всех и не всегда.
Лишние кубики в черепушке не давали покоя нашим пращурам, и, становясь все более разумным, человек постоянно искал и объяснял себе причинно-следственные связи в том, что видел вокруг себя.
Естественно, на базе имеющегося у него банка знаний, по большей части, всего лишь необходимого и достаточного для повседневной жизни.
Равно, как большинство из нас сейчас.
Так было и во время оно, и в этом смысле от нынешних троглодитов первобытные троглодиты нисколько не отличались.
Отсюда и представления о плоской Земле, то лежащей на трех слонах, стоящих на че-репахе, то плавающей на трех китах в море-окияне.
Или еще каких-нибудь экзотических невероятностях, но, в конечном итоге, так и не выходящих далеко за пределы рутинных знаний.
Оглянитесь, уважаемый читатель!
Много ли в вашем собственном окружении найдется знакомых, менталитет и кругозор которых много шире повседневности?
Но пытливые и любознательные непоседы попадались уже и в то время.
Они-то и пытались все объяснить.
Они от рождения чувствовали себя частью этого огромного окружающего мира и все в нем считали живым.
Отсюда представления о сонмищах богов, божков и прочих невидимых и неведомых сущностях, добрых, злых и нейтральных, прятавшихся на каждой горе, за каждым кустом и под каждым придорожным камнем.
И поиск причинно-следственных связей между явлениями в этом внешнем мире, и по-иск их связей с растущим и усложняющимся, собственным внутренним миром.
Ведь, если в этом мире с чем-то или с кем-то они что-то делали самими, для своих це-лей и по своему разумению, то в этом была очевидная и понятная причинно-следственная связь!
Отсюда следовало заключение, что все то, что делалось в этом мире не ими – делалось тоже кем-то еще!
И – тоже для собственных целей этого кого-то, по его собственному разумению!
Хотя, эти чужие цели были иногда совершенно непонятны и нелогичны для людей, и недоступны их собственному, рациональному разумению…
Вот тогда-то родилось объяснение: «Пути его - неисповедимы!»
Наконец, где-то, когда-то, какой-то из наших пращуров, с особо хитро закрученной из-вилиной, для собственных, корыстных целей первым удачно объявил себя запанибрата с этими невидимыми и неведомыми сущностями.
И через это получил для себя особый статус, со всеми вытекающими из этого статуса привилегиями.
И стал первым шаманом.
Естественно, в эту, пока маленькую ложь, но приносившую немаленькие дивиденды, можно было посвятить только самых близких.
Именно по этой причине шаманство стало семейным бизнесом, основанным на семей-ной тайне.
Поначалу факультативным, так сказать, в свободное от основных занятий время.
Общество росло и усложнялось, усложнялось и шаманство, перерастая в верования.
Маленькая шаманская ложь тоже росла, обрастала своими производными и превраща-лась в большую и многобъемлющую религиозную ложь.
Настолько большую и многобъемлющую, что для ее поддержания одной семьи стало недостаточно.
На халяву всегда много охотников, и с конкурентами приходится либо воевать, либо сотрудничать.
И для обслуживания этой лжи образовался особый клан профессиональных лжецов.
Извиняемся – жрецов!"
Пророчество, часть 4, глава 1.