Свастика в различных культурах
Индейцы Америки, жители Тибета, индусы, китайцы, скифы, семиты, персы, баски, греки, японцы, кельты, ирландцы, славяне, германцы: вот лишь неполный список народов, история которых говорит об использовании свастичной символики. Народности Ашанти (Африка), Тлингит (Аляска), Куна (Панама), Навахо (Америка) и жители о. Бали также не понаслышке знакомы со свастикой. Этот символ обнаружен на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются 5 тысячелетием до нашей эры. Свастика встречается в культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 г. до н.э. В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II-III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также изображена свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ганы, и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, поморов, скалвов, куршей, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика по сей день является важным культовым символом. В древней Персии она украшала священные постройки, например, мавзолей шаха Наматоллы Вали (XV век). В древнеиндийской философии и буддизме свастика - символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее. В Индии джайнисты и индуисты изображают свастику повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах. Ни одна священная церемония не проводится без изображения свастики. Многие народы бывшего СССР использовали свастичные узоры в древности и продолжают использовать их сейчас. Это и буряты, и осетины, и дагестанцы (резной камень, около XVIII в.; женское свадебное украшение). Свастика также широко распространена на Кавказе (рисунок; 1 - чеченцы, 2 - абхазцы, 3 - армяне, 4 - азербайджанцы, 5,6 - грузины).
В высокоразвитой культуре кельтов важное место занимали именно свастичные орнаменты (рисунок). Витиеватый трискель, например, считался изображением "спирали жизни". Он был обнаружен на древнем святилище бронзового века. Любопытно, что его рисовали в одну линию, не отрывая руки (1). Иной вариант этого символа обозначал три стихии материального мира, отражённые во всех телах - Землю, Воду и Небо (2) - каждая стихия течёт наружу и всегда возвращается к исходной точке. Также трискелем символизировалось Тройственное Женское Божество у друидов (Фотла-Эйру-Банба) или в традиции Викка (3). А вот этот символ (4) - собственно кельтская четырёхчастная свастика, изображённая на золотом щите ритуального назначения. Кроме того, необходимо упомянуть фигурку Божества прекрасной работы с изображением Креста Одина, по всей видимости, заимствованного кельтами у скандинавов.
Важное место занимала свастичная символика в известной своим богатством древнегреческой культуре. Например, любопытный вариант трискеля, трёхлучевой свастики, был изображён на щите, который подносился победителю Олимпийских игр в Афинах. Аполлон, бог солнца, нередко изображался с украшенными свастикой щитом и колесницей. Кроме того, щит богини мудрости Афины украшала стилизованная свастика в виде голов коней, а сама богиня нередко изображалась в украшенном свастиками одеянии. Древние греки часто использовали свастичный орнамент, расписывая свои прекрасные вазы. Жители острова Кипр изображали свастику на украшениях своей керамики. Даже во времена Возрождения живописцы, изображая сцены из жизни Древней Греции, в качестве орнамента нередко использовали свастику, (фрагмент фрески Рафаэля "Античная школа"). Более того, в культовых постройках северного Кипра фрески прямо-таки изобилуют изображениями свастики. Во время путешествия в эту чать острова была сфотографирована одна такая фреска на полу, изображающая множество священных символов, в том числе и солярных.
Значительное место отводилось свастичной символике в культуре викингов. Одним из самых распространённых священных символов был Крест Одина (Odinskret), в котором 4 свастики сгруппированы вокруг Солнечного Колеса Крест Одина считается олицетворением взаимосвязи времён года, вех человеческой жизни, различных форм сознания и т.п. Также свастика почиталась как символ, объединяющий динамику и статику. Для многих народов свастика была оберегающим и приносящим удачу символом, именно этим обусловлено широкое использование её в качестве украшений на оружии - Святое Солнце, играющее на клинке, приносило победу в бою. Так, на древнескандинавских наконечниках копий наряду с иными узорами мы видим правую свастику, Солнце, знак удачи (правая свастика и левый трискель, правая свастика). Свастикой нередко украшались ножны для мечей. Также свастика изображалась на магических амулетах древних германцев - т.н. брактеатах, на которых также присутствуют рунические надписи. Вызывает интерес украшение шахматной фигурки из коллекции в 93 фигуры, найденной на западном побережье острова Льюис в 1851. Шахматы сделаны из моржовой кости в те времена , когда эта земля была частью Норвежского королевства. На щите древнего воина, полем битвы которого стала шахматная доска, мы видим свастичный орнамент. Стоит также отметить впечатляющие украшения древних скандинавов. Являясь безупречными с ювелирной точки зрения, они имели глубокий мистический смысл. В этом отношении также интересна бронзовая брошь, украшенная стилизованными трёх- и четырёхлучевыми свастиками. Любопытна связь свастики с руническими письменами - например, надпись, выполненная серебром на бронзовом мече. Кроме оружия и ювелирных изделий, скандинавы украшали свастикой предметы быта (фрагмент конской упряжи, гребень).
Однако этим не ограничена распространённость свастики в Европе. В древние времена намного сильнее, чем сейчас, ощущалась связь поколений и времён. Подтверждение этому можно найти практически в любой сфере жизнедеятльности людей той эпохи. Остановимся на наиболее красноречивых примерах, а именно на применении свастичной символики в качестве украшения керамики, что всегда являлось характерной чертой европейского гончарного ремесла, с древних времён (например, керамика Босфорского королевства) и до сравнительно недавних пор (чаша, найденная на о. Рюген, ныне Германия, с морской и небесной символикой; гончарное клеймо из Гданьска, X век; западноевропейский орнамент, XIII век). Невозможно охватить весь диапазон культур, использовавших свастику. Многие народы остались за рамками этой работы, но это вовсе не значит, что по рассматриваемому вопросу о них сказать нечего. Авторами были упомянуты многие культуры, оказавшие влияние на становление европейской цивилизации. Тем не менее, нехватка места и материала обусловила то, что "за кадром" остались многие народности, внесшие свой вклад в развитие Европы. Это ни в коей мере не значит, что символ, ставший темой этой работы, был свойственен лишь отдельным народам. Постоянное взаимопроникновение одной культуры в другую, в рамках не только областей и государств, а даже материков обусловило широкое распространение свастики по всей планете. Оставив вопрос о вероятности общей прародины всех людей для обсуждения в другом месте в иное время, авторы сконцентрировались лишь на фактах, которые объединяют множество народностей со всех уголков планеты, а именно использование свастики и является таким фактом, который суть связующее звено между доисторическими временами и средневековьем, между Востоком и Западом, Севером и Югом. В пределах Европы найдено множество предметов, украшенных свастикой, которые относились к различным сферам человеческой деятельности. Тут необходимо упомянуть и древний алтарь, найденный на территории Франции, и резной камень из Ирландии, и вазу племени галлов, и англосаксонскую фибулу, и многое другое, что не вошло в данную работу. Однако авторы выражают надежду, что и использованного материала достаточно для того, чтобы проиллюстрировать всю широту распространения свастики.
Культура американских индейцев также не обошла вниманием свастику. Хотелось бы отметить свастичные узоры в культуре долины Миссисипи и Мексики. Индейцы Навахо изображали свастику с антропоморфными мотивами - загнутые концы лучей представляли собой человеческие фигурки, изображавшие мужчину и женщину. Весьма любопытен ткаческий узор индейцев - он во многом напоминает славянский, рассмотренный в следующей главе - "Свастика на Руси". Свастика также присутствует на щите воина из индейского племени Пима, пробитый стрелой противника. Очевидно, не только викинги верили в военную удачу, принесённую свастикой. Иногда индейцы сочетали свастику с тотемными изображениями.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что свастика ни коей мере не является символом, принадлежащим какой-то одной народности.