Тысячу лет назад умер киевский князь Владимир, вошедший в историю как Владимир Креститель и Владимир Святой.
Рюрик создал государство восточных славян, Владимир дал ему религию и культуру и поставил в один ряд с державами того времени.
Жестокие нравы
Владимир не унаследовал престол, а взял его в кровавой междоусобице.
При Владимире полностью оформилась государственность, появился свой письменный язык. С принятием христианства Русь приняла и кириллицу. Это был прорыв
Леонид Мясников, современный историк
Он был младшим сыном князя Святослава, к тому же рожденным не знатной женщиной, а ключницей Малушей. Его называли "робичичем", то есть сыном работницы.
Понятия монархической легитимности тогда еще не закостенели, происхождение не делало Владимира бесправным бастардом, но и шансов на власть не повышало.
Святослава в 972 году сменил в Киеве старший сын Ярополк. Владимир еще при жизни отца был посажен в Новгород. Год его рождения неизвестен, но, судя по всему, было ему тогда около двадцати.
Пять лет Владимир копил силы и деньги, потом заручился поддержкой скандинавских конунгов, собрал дружину из наемных варягов и новгородских добровольцев и пошел войной на сводного брата (кстати, новгородцы в X-XI веках пять раз брали Киев и сажали там угодных им князей, киевляне же не захватывали Новгород ни разу).
По пути сделал остановку в Полоцке и посватался к дочери тамошнего князя Рогнеде. Девушка не захотела замуж за "робичича", чей поход еще неизвестно чем закончится, семья ее поддержала. Тогда Владимир убил отца и братьев Рогнеды, а ее взял в жены силой. Она стала матерью его сыновей, в том числе Ярослава Мудрого, а что при этом чувствовала, можно лишь догадываться.
Согласно преданию, однажды ночью она пыталась зарезать мужа, и Владимира спасло только то, что он вовремя проснулся.
Подойдя к Киеву, Владимир переманил на свою сторону главного советника Ярополка воеводу Блуда, тот убедил господина отправиться на переговоры, где два варяга-наемника "вздели его мечами под пазухи".
Владимир искал способа возвратиться с могуществом и славою. Два года пробыл он в древнем отечестве своих предков, в земле Варяжской; наконец собрал многих варягов под свои знамена
Николай Карамзин, историк
Историки гадают, отчего, судя по тому, что нам известно, общество не сильно осуждало Владимира за вероломное убийство брата, тогда как случившаяся в следующем поколении Рюриковичей расправа Святополка Окаянного над Борисом и Глебом была воспринята как неслыханное злодейство.
Одни исследователи объясняют это тем, что Русь уже усвоила христианские ценности, когда произошло убийство Бориса и Глеба. Другие утверждают, что во время возвращения Святослава из неудачного похода на Византию Ярополк устроил в Киеве переворот, часть Святославовой дружины бросила своего князя и ушла к новому повелителю, Святослав не мог немедленно отправиться в ставшую враждебной столицу и вынужден был зазимовать с малым числом людей в районе днепровских порогов. Там его убили печенеги кагана Кури, который сделал из черепа Святослава чашу для вина.
Если все так и было, то Владимир отомстил Ярополку за то, что тот предал отца.
Судьба варягов, помогших ему прийти к власти, характеризует молодого Владимира как ловкого политика. Столкнувшись со своеволием и ненасытными материальными претензиями наемников, он удачно сплавил их на службу в Византию, а императору отправил письмо с дружеским советом распределить буйную ватагу по разным гарнизонам.
Цивилизационный выбор
Владимир княжил 37 лет - очень долго по меркам того времени.
Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что он был толковым и энергичным правителем: отражал вражеские набеги, сам ходил в походы, основывал города.
Владимир умел быть популярным: щедро награждал дружину (однажды велел перелить на жалованье "отрокам" личное столовое серебро), постоянно устраивал многолюдные пиры - в общем, вел себя так, как по тогдашним понятиям подобало правильному князю или королю. За что в народных былинах его называли Владимиром Красное Солнышко.
Но главным его деянием стало крещение Руси в 988 году.
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И оскверняли землю жертвоприношениями своими
"Повесть временных лет"
Первые 10 лет правления Владимир, по примеру отца, был ярым приверженцем язычества и пытался превратить его из набора народных верований в официальный государственный культ: кодифицировал и упорядочил древнеславянский пантеон и обряды, провозгласил верховным божеством Перуна, построил над Днепром большой храм, устройство которого отражало установленную им иерархию богов.
Русь могла повторить путь Индии, оставшейся страной многобожия.
Причина решения о крещении очевидна: принятие христианства вводило страну в тогдашнее "мировое сообщество". Сторонником изоляционизма и самобытности Владимир не был, другое дело, что, видя Русь в Европе, хотел присутствовать там на равных.
"Кастинг богов"
"Повесть временных лет" рассказывает, что Владимир, выбирая религию для себя и народа, призвал представителей иудаизма, ислама, Ватикана и Константинопольского патриархата, дабы уяснить, во что, собственно, они верят и чья вера истинная.
"Великая схизма" 1054 года случилась через 66 лет, так что говорить о католиках и православных в эпоху Владимира не вполне корректно, но политические и богословские разногласия между Римом и Константинополем обозначились задолго до него, и имело колоссальное значение, кто назначит епископа в новообращенную землю.
В Киеве все четыре конфессии уже присутствовали, и никаких спецпредставителей князь ниоткуда не призывал
Леонид Мясников
Иудеев Владимир якобы отослал прочь, заявив, что Всевышний разгневался на них, рассеяв по миру и лишив отечества, следовательно, учиться у них нечему. Мусульманам сказал: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти", западным христианам - что "наши деды того не принимали", и выбрал греческое православие на том основании, что в тамошних церквях красиво поют.
Историки единодушно считают все это легендой. Хотя бы потому, что Владимир не был неотесанным варваром и о мировых религиях знал не понаслышке. В Киеве имелся еврейский квартал, и одни из ворот города именовались Жидовскими, в Новгороде немецкий квартал, мусульманские купцы и дипломаты тоже были не в диковину. За два года до крещения Руси Владимир направлял посольство в Хорезм.
Византия являлась единственной сверхдержавой того времени, центром цивилизации и культуры, своего рода наследницей великого Рима. Ее упадок был впереди, а принадлежать к Западной Европе сделалось интереснее и престижнее только лет через двести.
Предтечи
К тому же Владимир ничего нового не выдумал. Крестился еще Аскольд, военачальник Рюрика, ушедший от него со своими людьми, некоторое время правивший в Киеве и впоследствии убитый Вещим Олегом. В 867 году патриарх Фотий писал, что "народ Рос переменил языческую и безбожную веру", хотя, как оказалось, несколько поторопился.
Была христианкой бабушка Владимира княгиня Ольга, также причисленная церковью к лику святых.
В 957 году она отправилась за крещением в Константинополь, но базилевс Роман повел себя высокомерно: заставил долго ждать аудиенции, преподнес жалкий подарок в 700 золотых монет и называл не "сестрой", а "дочерью".
Ольга крестилась, но затаила обиду. Когда на следующий год в Киев прибыло византийское посольство просить военной помощи против болгар, она отказала, заявив: "Пусть император явится сюда и подождет у киевской пристани столько, сколько я его ждала в Золотом Роге".
Послы от народа руси уверяли, что хотят принять христианскую веру. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всем солгали
Титмар Мерзебургский, немецкий хронист
В 959 году Ольга решила обратиться за духовным окормлением к Ватикану. Факт, замалчиваемый официальными российскими историками, но подтвержденный многочисленными европейскими анналами.
Спустя два года крестить Русь прибыл епископ Адальберт с клириками, но получил от ворот поворот. Ватиканские хронисты сильно возмущались "обманом русов".
Вероятно, дело было в том, что Адальберт долго раскачивался. За это время вошел в возраст и взял бразды правления сын Ольги Святослав, не желавший слышать о христианстве ни в какой версии.
"Повесть временных лет" цитирует слова Святослава, что дружина-де станет над ним смеяться. Однако в дружине к тому времени хватало христиан, а Святослав был не тот человек, над кем могут издеваться подчиненные. Приказал бы - все крестились бы как миленькие.
Скорее, мироощущению отважного рубаки, не любившего ничего сложного, были ближе воинственные боги предков. Почитать Того, Кто позволил бичевать и распять себя, вместо того, чтобы разразить врагов молниями, он находил странным.
Ярополк также проявлял интерес к христианству, а по некоторым данным, и принял крещение. Не исключено, что Владимир первое время культивировал язычество в пику свергнутому брату.
Разговор на равных
Корсунь разорен бысть от Руси
Тверская летопись
Решив креститься, Владимир учел опыт Ольги, да и соотношение сил несколько изменилось.
Первым делом он взял греческий город Херсонес, находившийся на месте нынешнего Севастополя, и отписал базилевсу Василию II, что крещение Руси пройдет только "в пакете" с его женитьбой на сестре императора Анне.
Царь Василий порицал неблагодарных ромеев и, поскольку явился к нему отряд отборных тавро-скифских воинов, послал их против вражеского войска
Михаил Пселл, византийский хронист
Брак с багрянородной принцессой считался неслыханной честью, в которой отказали германскому императору Оттону II и французскому королю Гуго Капету.
Долго спорить Василию не пришлось. Его трон шатался из-за мятежа, поднятого военачальником Вардом Фокой.
Получив желаемое, Владимир направил войско и вместе с новым родственником разбил Варда Фоку.
Это было уже не челобитье вождя варваров просветить и взять под высокую руку, а как минимум равноправная сделка.
Двоеверие
Всякая прелестная жена и девица страшились его любострастного взора; он презирал святость брачных союзов и невинности
Николай Карамзин
Став христианином, Владимир, судя по всему, уверовал искренне: будучи большим женолюбом, распустил свой вышгородский гарем и даже первым в мире на какое-то время отменил смертную казнь, объяснив: "Боюсь греха". Византийские священники облегчили его колебания, сказав, что князь - не простой смертный и не всегда должен следовать заповедям буквально.
Не то было с подданными Владимира.
Как практически все реформы на Руси, обращение в христианство осуществлялось сверху и насильственно.
Катехизации населения не проводилось. Первые священники из местных появились только при сыне Владимира Ярославе. Греческие церковнослужители творили обряды, смысла которых новообращенные христиане не понимали.
Да назавтра все пришли бы к реке, а кто не придет, противник мне да будет
Обращение князя Владимира к киевлянам
Даже в Киеве, где княжеская власть была наиболее сильна, жители толпой бежали за сброшенным с кручи в реку Перуном, крича: "Выдыбай [выплывай], Боже!". В конце концов, отягощенный золотыми и серебряными украшениями деревянный идол утонул, что было представлено как доказательство его слабости и ложности.
Крестить Новгород Владимир послал своего дядю по матери Добрыню и воеводу Путяту. Даже расположенный к Рюриковичам неизвестный автор "Повести временных лет" отметил, что "Добрыня крестил огнем, а Путята мечом".
Языческие волхвы ушли в леса. Контролировать, как жили и во что верили люди за пределами городов, власть не могла.
Владимир стал в крещении Василием, но остался для всех Владимиром. Его сыновья и внуки имели по два имени: христианское и традиционное.
Киевляне восприняли непонятный обряд с залезанием в воду как очередную прихоть властителя, и, хоть повесили на шею крестики, остались при прежних верованиях
Борис Акунин, "История Российского государства"
По оценкам историков, на Руси примерно 200 лет сохранялось двоеверие.
Окончательному торжеству православия способствовало монгольское нашествие. В годину бедствий церковь осталась единственным объединяющим общество институтом и духовной опорой.
Археологи указывают, что языческий обычай класть в могилы еду и утварь ушел только в XIV веке. Другие традиции, например, празднование Масленицы, прыжки через костер на Ивана Купалу и девичьи гадания на суженого в бане, оказались еще более живучими.
Восточные славяне вообще не имели родового имени. Были племена полян, древлян и так далее.
Происхождение слов "Русь" и "русский" точно не известно, и вряд ли когда-нибудь в данном вопросе появится абсолютная ясность.
Многие исследователи возводят его в древнескандинавскому ruotsi - гребцы. Русы - народ гребцов.
Если гипотеза верна, то так изначально называли викингов, передвигавшихся по рекам и морям на своих драккарах. Славянин становился русом, поступив на княжью службу. Впоследствии имя касты завоевателей распространилось на все население.
- Источник(С сокращениями).