Тайна беззакония: История возникновение лжецеркви - Московской Патриархии
До революции Православная церковь именовалась Кафолической Греко-Российской. После Октябрьского переворота 1917 года к власти в России пришли большевики. 19 января (1 февраля) 1918 г. Патриарх Тихон в своем воззвании предал их анафеме:
«Тяжкое время переживает ныне святая Православная Церковь Христова в русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани… Все сие исполняет сердце наше глубоко болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения по завету св. Апостола: „согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут" (И Тим. 5, 20). Опомнитесь безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной. Властию данной нам от Бога запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: „измите злаго от вас самех" (1 Кор. 5, 13)».
20 января Поместный Собор одобрил воззвание Патриарха и призвал Церковь «объединиться ныне вокруг Патриарха, дабы не дать на поругание веры нашей». Часть духовенства стала оказывать сопротивление антицерковной политике большевиков. Так зарождалось в России движение истинно-православных христиан (ИПЦ). Неудивительно, что в «Обвинительных заключениях» по групповым делам ИПЦ чекистами особенно подчёркивалось, что «борьба против Соввласти со стороны Православной Церкви с начала Октябрьской Революции нашла, прежде всего, своё отражение и на деятельности церковного Собора 1917-1918 гг. На избранного на Соборе 1917-1918 гг. Патриарха Тихона смотрели не только как на главу Церкви, но и как на главу нации».
23 января 1918 года СНК был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Церковь (речь шла преимущественно о Православной российской церкви, так как только она до того имела статус государственного института в Российской империи) была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав юридического лица и собственности, а религия объявлялась частным делом граждан. Декрет узаконивал принимавшиеся с декабря 1917 года распоряжения и акты, упразднявшие функции православной церкви как государственного учреждения, пользующегося государственным покровительством. На территории, контролируемой большевиками, прекратилось финансирование духовенства и религиозного образования из казны. С 1919 года коммунистическая партия открыто провозгласила в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков».
В 1918—1920 годы развернулась кампания по вскрытию мощей святых Русской Церкви (постановления Наркомюста от 14 августа 1919 года об организационном вскрытии мощей и от 25 августа 1920 года о ликвидации мощей во всероссийском масштабе): было вскрыто 65 рак с мощами российских святых.
По решению ЦИК от 20 июля 1921 года Агитпроп и его национальные отделения должны были приступить к всесторонней антирелигиозной пропаганде. При подотделе пропаганды Агитпропотдела ЦК для координации антирелигиозной борьбы возникла Антицерковная комиссия.
Весной 1922 года большевики, отразившие к тому времени внешние угрозы, перешли к этапу активной борьбы с религиозными институтами и прежде всего с православной церковью, которая рассматривалась ими как крупнейший очаг внутренней «контрреволюции». 23 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих. В письме членам Политбюро от 19 марта 1922 года В. И. Ленин писал:
«…Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше…».
По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников.
С окончанием Гражданской войны в России и образованием СССР единая Греко-Российская Церковь была окончательно разделена на две части: Церковь, в отечестве сущую и Церковь зарубежную (Русскую Православную Церковь Заграницей - РПЦЗ). Разделенные насильно политическими обстоятельствами, обе части Российской Церкви оставались духовно и мистически едины.
Важным инструментом разгрома православной церкви стало искусственное инспирирование расколов с последующим установлением полного контроля над структурами патриархии со стороны 6-го (антирелигиозного) секретного отдела ОГПУ, возглавлявшегося Евгением Тучковым.
Обновленческий раскол Православной Церкви был организован Политбюро и ГПУ в 1922 г. Обновленческое движение создавалось как "советская" альтернатива "черносотенной", "тихоновской" Церкви. Подготовленный органами ГПУ захват центральной церковной власти был осуществлен группой обновленческих деятелей в середине мая 1922 года.
Активная поддержка властями обновленцев, передача им большинства храмов тоже способствовала размежеванию духовенства. Стоит отметить, что чекистами в первую очередь «разрабатывались» так называемые «тихоновцы», то есть клирики, пытавшиеся сохранить в чистоте православную веру. В мартовском отчёте ГПУ за 1925 г. констатировалось, что на конец 1924 г. в стране оставалось 8195 тихоновцев (что составляло 67% от общего числа священнослужителей).
Поэтому основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была именно «тихоновская церковь», имевшая наибольшее число последователей.Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян, были расстреляны или сосланы в концлагеря; богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены.
В 20-е годы движение ИПЦ стало развиваться и в других странах православного Востока, т.к. значительная часть духовенства и мирян стала оказывать сопротивление нововведениям, среди которых была замена богослужебного юлианского календаря на реформированный новоюлианский, совпадающий с григорианским (принятым у католиков) до XXVIII века. Так в 1924 г. возникли истинно-православные церкви в Греции и Румынии, которые также подверглись гонениям от властей.
В 1927 году чекистами был организован сергианский раскол в Российской Церкви. Митрополит Сергий Страгородский, оказавшись у церковного кормила, превысил вверенные ему полномочия и фактически узурпировал не принадлежащую ему высшую власть. При этом он взял такой курс, который привел к порабощению Церкви государством. Причем не просто светским, а богоборческим, целью которого было уничтожение религии как таковой.
И.И. Осипова: «Провозглашение Декларации митр.Сергия, в которой между Церковью и богоборческим государством, по сути, был поставлен знак равенства, подвело черту в окончательной поляризации духовенства и верующих. Повсюду стали появляться антисергиевские приходы и отдельные непоминающие. Заметим, что мотивы неприятия ими митр.Сергия и проводимой им политики были различными: одни считали его просто превысившим свои полномочия, другие — нарушителем канонических устоев Церкви, третьи — еретиком, а иные даже — богоотступником…Оппозиционное духовенство и верующие не могли примириться с провозглашённым митр.Сергием требованием о молении за советскую власть, не прекращавшую гонений на Православную Церковь. И на вопрос верующих: «Можно ли молиться за врагов Божиих, а если можно, то как молиться?» — в одноимённом воззвании, распространявшемся по церквям, отвечалось следующими цитатами из Свящ.Писания: И сказал мне Господь: ты не молись о народе сём во благо ему. Ты не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своём. Излей, Господи, ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на племена, которые не признают имени Твоего. Отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам. Упою стрелы Мои кровию (Иер. 14:11; 11:14; 10:25; Втор. 32:41-42)».
Поскольку и сергиане, и другие раскольники тех лет (обновленцы, григориане) тоже именовали себя «православными», те, кто остались в подлинной Церкви, стали именовать себя истинно-православными. Смысл приставки «истинно» в том, чтобы подчеркнуть неповреждённую преемственность от Христа, апостолов и святых отцов. Поскольку Истинно-православная церковь в СССР вынуждена была уйти в глубокое подполье, её ещё стали называть «Катакомбной церковью». В отличие от обновленцев и сергиан, пошедших на компромисс с безбожниками, Катакомбная церковь и РПЦЗ отказывались от любых форм сотрудничества с советской властью, ставившей своей целью полное уничтожение религии в стране.
В начале 1929 года был разослан совершенно секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», который борьбу с религией приравнивал к классово-политической, что открывало новый этап наступления на религию.
15 мая 1932 года Декретом правительства за подписью И. Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Должны были быть закрыты все культовые учреждения на территории страны.
К 1935 даже лояльному к власти духовенству стало ясно, что надежды митр.Сергия и его последователей спасти РПЦ от уничтожения были тщетны. В период 1937-1938 в стране развернулась масштабная операция по тотальному уничтожению духовенства и верующих РПЦ, независимо от степени их лояльности или сотрудничества с властями.
К 1937 году количество культовых зданий сократилось на 58 % от их дореволюционного количества. До осени 1939 года политическое руководство СССР ставило задачу полной ликвидации православной церкви. К 1939 году церковная структура по всей стране была практически уничтожена; епархии как административные единицы фактически исчезли, значительная часть духовенства истреблена физически или находилась в лагерях.
Ситуация серьёзно изменилась в 1939-1940 годах, когда в результате аннексии СССР значительных территорий Польши, Финляндии, Румынии, Латвии, Литвы и Эстонии, на территории СССР оказалось свыше 7,5 млн. православных верующих, организованных в епархии и приходы, действующие монастыри, учебные заведения, редакции церковных газет и т. д. В это время произошло свёртывание антицерковных акций. Государственное руководство воспользовалось для своих целей Московской Патриархией митрополита Сергия (Страгородского), переподчиняя ей православные структуры на аннексированных территориях.
5 июня 1943 года И. В. Сталин подписал секретное постановление Государственного комитета обороны «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР», в котором религиозные организации впервые были отнесены к объектам, представляющим интерес для органов внешней разведки СССР.
Сегодня, как и раньше, митр.Сергию ставится в заслугу, что проводимая им компромиссная политика позволила частично сохранить организационную структуру Церкви. Но представляется более вероятным, что не политика митр.Сергия, а начавшаяся война, то есть внешняя причина, приостановила на время гонения духовенства и верующих, что именно война вынудила власти пойти на уступки гонимой РПЦ при условии её абсолютной лояльности, а точнее — зависимости, и инициированы они были лично Сталиным с определёнными политическими целями.
После Курской битвы Сталин стал готовиться к захвату Европы. Он понимал, что размер захваченной территории будет зависеть от скорости наступления советских войск. А скорость наступления не в последнюю очередь зависела от морального состояния войск. Сталин прекрасно понимал, что во время наступления может использовать церковь для поднятия патриотического духа. А в послевоенное время – для внешней политики, в том числе и для разведдеятельности. Если в июне 1941 года «вероломное» нападение Германии спутало Сталину все карты, то теперь, после коренного перелома в войне, он не мог упустить реальную возможность советизировать Европу. В верности обновленцев, многие из которых были осведомителями или секретными сотрудниками НКВД, у властей сомнений не было. Однако из всех церковных групп, на тот момент существовавших, он выбрал сергиан. Почему?
А.М. Катаев: «Патриотическая деятельность Патриаршей (Сергиевской) Церкви, тесное сотрудничество иерархии с властью в деле борьбы с оккупантами позволили изменить отношение власти к Русской Православной Церкви... Следует отметить и патриотическую деятельность обновленческого духовенства, которую также не могла не заметить власть. Единственный с октября 1941 г. глава обновленцев Александр Введенский активно рассылал свои патриотические воззвания. Однако патриотическая деятельность Патриаршей (Сергиевской) Церкви была более значима в силу того, что она пользовалась поддержкой гораздо большего количества верующих».
Поэтому в 1942 - первой половине 1943 г. государственные органы стали постепенно отвергать обновленцев. Ставка была сделана на сергиан.
Генерал-лейтенант А.А. Власов: «В последние месяцы Сталин, видя, что Русский народ не желает бороться за чуждые ему интернациональные задачи большевизма, внешне изменил политику в отношении русских. Он уничтожил институт комиссаров, он попытался заключить союз с продажными руководителями преследовавшейся прежде церкви, он пытается восстановить традиции старой армии. Чтобы заставить Русский народ проливать кровь за чужие интересы, Сталин вспоминает великие имена Александра Невского, Кутузова, Суворова, Минина и Пожарского. Он хочет уверить, что борется за Родину, за отечество, за Россию. Этот жалкий и гнусный обман нужен ему лишь для того, чтобы удержаться у власти. Только слепцы могут поверить, будто Сталин отказался от принципов большевизма. Жалкая надежда! Большевизм ничего не забыл, ни на шаг не отступил и не отступит от своей программы. Сегодня он говорит о Руси и русском только для того, чтобы с помощью русских людей добиться победы, а завтра с еще большей силой закабалить Русский народ и заставить его и дальше служить чуждым ему интересам» (Открытое письмо «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом», 3 марта 1943).
После встречи И.В. Сталина с иерархами сергиевской Церкви 5 сентября 1943 г. судьба обновленческой церкви была предрешена.
А.М. Катаев: «После избрания 8 сентября 1943 г. митрополита Сергия Патриархом некоторые обновленческие архиереи обратились в Патриархию с просьбой о принятии их в лоно Русской Православной Церкви. В своей записке И.В. Сталину от 12 октября 1943 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР ГГ. Карпов упомянул, что к этому времени о своем желании присоединиться к Русской Православной Церкви заявили архиепископ Тульский Петр Турбин, заштатный архиепископ Михаил Постников и управляющий Московской епархией архиепископ Андрей Расторгуев. В докладной записке ГГ. Карпов писал: "Совет по делам Русской Православной Церкви, исходя из того, что обновленческое течение сыграло свою положительную роль на известном этапе и в последние годы не имеет уже того значения и базы, и принимая во внимание патриотические позиции Сергиевской церкви, считает целесообразным не препятствовать распаду обновленческой церкви и переходу обновленческого духовенства и приходов в Патриаршую Сергиевскую церковь". На этом абзаце И. Сталин написал: "Тов. Карпову. Согласен с Вами"…После утверждения И.В. Сталиным этой докладной записки ГГ. Карпова начался массовый переход обновленцев в Патриаршую Церковь. 16 октября Совет разослал на места информационное письмо, в котором отмечалось, "что в тех случаях, когда обновленческое духовенство по своему желанию переходит из обновленческой ориентации в патриаршую Сергиевскую Церковь, препятствовать не следует. Также не следует препятствовать переходу групп верующих или в целом приходов по желанию верующих из обновленческой в сергиевскую церковь. Условия приема митрополитов, епископов и священников обновленческой ориентации устанавливает Патриарх Сергий и на месте его епископат".»
Таким образом, в 1943 году Сталину удалось объединить остатки обновленческой и сергианской раскольнических групп в новую официальную церковь СССР, которой было присвоено название "Русская православная церковь Московского Патриархата" (РПЦ МП). Для руководства этой структурой был создан особый Совет по делам РПЦ, в который вошли кадровые офицеры НКВД. Формально РПЦ возглавил глава сергианского раскола - митрополит Сергий (Страгородский), ставший через пять дней после своей "исторической встречи" со Сталиным "патриархом Московским и всея Руси".
Однако Патриарх мог быть избран только Поместным Собором с участием всех епископов (до 150 иерархов в 1943 году еще томились в тюрьмах, лагерях и ссылках), представителей духовенства и мирян. Крайне малочисленной группе епископов и духовенства, признавшей митрополита Сергия, была передана часть закрытых в 30-е годы храмов, разрешено открыть духовные учебные заведения, издавать "для служебного пользования" журнал.
Постепенно Московская патриархия стала разрастаться и с помощью властей заняла в сознании русских людей место исторической Российской Церкви. Между тем подлинная Российская Церковь - Церковь Катакомбная - оставалась гонимой. Почти весь ее епископат находился в тюрьмах и лагерях, там же находилась и значительная часть духовенства, не пожелавшая войти в Московскую патриархию. Катакомбная Церковь не имела никакого общения с Московской патриархией, духовенство которой часто, по заданию ГПУ, выслеживало и выдавало органам госбезопасности катакомбных священников, активистов и простых мирян.
При Горбачеве широкую огласку получили заявления о тесных связях духовенства РПЦ МП с советскими органами политического сыска и шпионажа: священник Глеб Якунин, тогда клирик Московского Патриархата, бывший одним из тех, кто ненадолго получил доступ к архивам КГБ в начале 1990-х, утверждал, что Московский Патриархат был «практически подведомством, сестринской организацией КГБ»; критики заявляют, что архивы изобличают степень активного вовлечения иерархов Московской Патриархии в деятельность КГБ за рубежом. Джордж Трофимофф, офицер армии США самого высокого звания, который когда-либо был осуждён за шпионаж в США и который получил пожизненный срок в сентябре 2001 года, был завербован на службу в КГБ Игорем Зуземилем, епископом Московского Патриархата, впоследствии ставшим митрополитом Венским Иренеем.
Константин Харчев, председатель Совета по делам религий СССР (1984—1989), впоследствии объяснял: «Ни один кандидат на должность епископа или другую высокую должность, будь то член Священного Синода, не получал ее без одобрения ЦК КПСС и КГБ». Профессор Натаниэль Дэвис обращает внимание на следующее: «Если епископы хотели защитить своих людей и сохранить должность, они должны были сотрудничать в какой-то степени с КГБ, с комиссарами Совета по делам религий, и с другими партийными и правительственными властями».
После распада СССР РПЦ МП ни в чем не покаялась и осталась прислужницей властям. За хорошо проделываемую идеологическую работу (т.е. промывку мозгов) она получает от государства щедрые вознаграждения (здания, земли, часы «Brequet» за 30000 евро и т.д.). Если называть вещи своими именами, Московская патриархия – это возникший в 1927 году сергианский раскол, впоследствии, в 1961 году, ещё и впавший в ересь экуменизма, вслед за остальными официальными церквами мирового православия.
Св. Филарет (Вознесенский): «Что такое "советская церковь"? Отец Архимандрит Константин (Зайцев) много и настойчиво говорил о том, что самое страшное из того, что сделала в России богоборческая власть, есть появление "советской церкви", которую большевики преподнесли народу как Церковь истинную, загнав Православную Церковь в катакомбы и концлагеря. Эта лжецерковь дважды анафематствована. Святейший Патриарх Тихон и Всероссийский церковный Собор анафематствовали коммунистов и всех их сотрудников. Эта грозная анафема до сих пор не снята и сохраняет силу, так как снять её может только такой же Всероссийский Церковный Собор, как каноническая Высшая Церковная Власть. И произошло страшное дело в 1927 году, когда временно возглавлявший церковь митр. Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил Русскую Церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. И сбылось в самом точном смысле выражение пред-исповедной молитвы: "под свою анафему падоша!" Ибо в 1918 году Церковь анафематствовала всех соработников коммунизма, а в 1927 году сама вошла в компанию этих сотрудников и стала восхвалять красную богоборческую власть - восхвалять красного зверя, о котором говорит Апокалипсис».
Напрашивается следующий вывод: РПЦ МП и другие Поместные церкви мирового православия и есть церковь Сатаны и Антихриста, т.е. лжецерковь из Апокалипсиса (Откровения) Иоанна Богослова – Лаодикийская церковь, которая «разбогатела и ни в чем не имеет нужды» (Откр., гл.3, с.14-22). А истинно-православные церкви (РПАЦ, РИПЦ, РПЦЗ(В), Сербская ИПЦ, греческие, румынские и болгарские старостильные церкви) это и есть Филадельфийская церковь, которая «немного имеет силы, но сохранила слово и не отреклась от Христа» (Откр., гл.3, с. 7-13).
Ссылка