Шариатское постановление относительно выплаты закята с зерновых и плодовых
Закят зерновых и плодовых является обязательным ввиду слов Всевышнего Аллаха: “…и отдавайте должное в день уборки…”(Скот, 141)
А также ввиду слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “С того, что поливается водой с неба, с ручьев и с пальм, впитывающих корнями дождевую воду из вырытых ям, выплачивается одна десятая [часть урожая], а с того, что орошается, - одна двадцатая” [Передал аль-Бухари]
Условия, при которых выплата закята с зерновых и плодовых становится обязательной
1. Чтобы эти продукты относились к числу тех, которые откладываются для хранения
Если же их не оставляют на хранение, а используют для ежедневного пропитания, то такие продукты не облагаются закятом, так как они не считаются полноценным имуществом.
2. Чтобы эти продукты относились к числу тех, которые отмеряются макилем (“макиль” - мера измерения сыпучих продуктов)
Указанием на это являются слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Зерна и плоды не облагаются закятом, пока они не достигнут пяти поклаж”. [Передал Муслим]
А продукты не являющимися таковыми, как зелень и овощи, не облагаются закятом.
3. Чтбы эти продукты были выращены человеком.
Если же они выросли сами по себе, то закят в этом случае не выплачивается.
4. Чтобы эти продукты достигли облагаемого ценза.
Цензом является пять поклаж ввиду слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Зерна и плоды не облагаются закятом, пока они не достигнут пяти поклаж” [Передал Муслим].
Это составляет 60 са’ов, что равняется 612 кг хорошего пшена.
Одинаковые виды продукта, выросшие в одном и том же году, при подсчете ценза добавляются к друг другу.
Например, финик сорта суккари прибавляется к финику сорта бурджи и т.д.
Однако продукты относящиеся к разным видам, как пшеница и ячмень, к друг другу не добавляются, и каждый считается отдельно.
Фикх относительно зякята..