5) Почему с основным симптомом-опуханием — мерли семьи, у которых прямо в доме после их смерти находили весьма ощутимые запасы зерна. Не то что голодать, — у кого-то и обожраться можно. Они что, просто решили помереть от голода из солидарности? А из солидарности поделиться с голодными ума не хватило?
Ничего хитрого в этих вопросах нет. И если от них не отмахиваться, то надо либо признать, что голод и высокая смертность 1933 года ложь, либо пытаться искать другие ответы.
Не могут крестьяне, у которых хлеб изъяли, умирать от голода гораздо успешнее, чем местечковые евреи, у которых хлеба просто не было. Должно бы быть строго наоборот. Или, может, евреев вообще кормить не следует? И так проживут.
....Неизвестная опасность.
Но остался важный вопрос о том, почему же все-таки не было дистрофии, а были опухания.
Тут мы вынуждены вспомнить о такой страшной беде, как грибковые заболевания злаков. Самым показательным во всех смыслах будет пример спорыньи. Спорынья развивается в зернах злаковых культур, причем как культурных, так и диких злаков. Пораженные спорыньей зерна превращаются в темные рожки. Упавшие на землю рожки спорыньи весной развиваются на почве в организм, привлекающий насекомых , и имеющиеся на нем споры переносятся насекомыми на завязь зерен в колосьях. Если сев произвели рано, сильными семенами, рост злака опережает развитие спорыньи. Зерна оплодотворяются ранее, чем насекомые начинают разносить споры. В оплодотворенное зерно спорынья уже не попадает.
Есть еще вариант. Глубокий переворот плугом земли. Спорынья оказывается упрятана на глубину, и не успевает самовоспроизвестись в очередном урожае.
Но только вот беда. Если крестьянские наделы маленькие — всего-то по несколько гектар, то споры с того участка, где развитие спорыньи никак не подавлялось, — будут перенесены на участки всех соседей насекомыми. Дунул ветер, и те же мухи вместе с ветром перелетели на километр южнее, севернее, восточнее, западнее.
Высокий процент спорыньи в хлебе регулярно в прошлом вызывал массовые отравления. Эти отравления считались эпидемической болезнью. А со спорыньей, как причиной заболевания, особо не боролись. Боролись разве что с ухудшением вида муки:
А.Х. Болотов отмечает громадную трату времени на веяние зерна. Мало того, что надо было выжидать погоду, на четверть зерна (8 пудов) иногда требовалось 4—5 часов работы. При плохом ветре приходилось перевевать 3—4 раза. И. Комов подчеркивал огромную трудоемкость сушки в овинах и молотьбы. Однако даже большие затраты труда часто были бессильны сделать зерно более или менее чистым. В тех случаях, когда ветра вовсе не было, лопаты очень плохо помогали делу. Зерно, а потом и мука были полны примесей (спорынья, от которой мука становится «темна и синевата», головня, которая остается в пшенице, костер во ржи и т.д.).[2]
При этом в средней полосе России отравления спорыньей были типичны, газеты начала века регулярно сообщают об отравлениях.
«Русскiя Ведомости» (11 сентября 1909 г.) пишут из Владимiрской губернiи: «Во ржи урожая нынешняго года оказалось громадное количество спорыньи (от 8% до 20%). В больницы доставляются уже больные с признаками отравленiя спорыньей. Зарегистрировано несколько смертных случаев».
Врач Черкутинской земской больницы Н. Островскiй сообщает: «Первыя порцiи новаго хлеба оказали свое действiе. Ко мне в больницу поступила женщина, отравившаяся новым хлебом со спорыньей — поела его, а в ночь открылись судороги и сведенiе кистей рук. Спорынья вызывает сжатiе кровяных жилок, от чего получается онеменiе конечностей и их похолоданiе. Руки и ноги затем судорожно сводит, а дальше и всего человека начинает корчить. Больному грозит омертвенiе пальцев, кисти и даже целой руки и ноги, иногда по выздоровленiи остается на всю жизнь слабоумiе, слепота».
«Новая Русь» (1 октября 1909 г.) сообщает оттуда же: «Отравленiе крестьян спорыньей принимает ужасающiе размеры. Зарегистрировано уже 60 случаев, из них много со смертельным исходом. Земством выпущены воззванiя, рекомендующiе осторожность при употребленiи в пищу ржи. В Духовщинском уезде Смоленской губернiи было 15 случаев смерти от отравленiя спорыньей, в изобилiи находящейся в хлебе нынешняго урожая». (цит. по Н. П. Аржанов Неисчерпаемость рожденной во ржи: опасные и целебные дары Королевы кукушек)
Врач-психиатр Реформаторский исследует психические заболевания, возникающие на почве отравлений спорыньей.
Широко была распространена культура спорыньи. Там три действующих вещества. Одно из них — антагонист адреналина, приводящий к истероидному климаксу у женщин. Со спорыньей работа «спорилась», спорынья считалась главным достоинством хлеба. С этим нельзя было бороться. Н.Н. Реформатский описывает случаи стопроцентного поражения жителей спорыньей. Выделялось семь форм психопатии на фоне отравления спорыньей. Ни одного здорового человека не было. Случалось, что за два-три года деревня вымирала полностью. Мужчины мигрировали, бросая семьи, женщины и дети умирали с голоду или становились нищими.
Сырую среднюю полосу России ржаная спорынья преследовала постоянно. На засушливом юге условия для развития спорыньи(сырой год) возникали реже. Но, тем не менее, массовые эпидемии «злой корчи», случались и в южных краях. Эпидемия эрготизма(отравление спорыньей имеет название эрготизм) бушевала в войсках союзников под Севастополем. Упомянутый в цитате Реформатский изучал психопатии во время эпидемии «злой корчи» в 1881 на Полтавщине. В 1887 году это же несчастье посетило Черниговщину. Здесь эрготизм наблюдал и описал В.Курчинский.
Но для народа этой опасности не существует. Никто не считает спорынью опасной. Вот в чем проблема! Опасность спорыньи известна только образованному сословию, главным образом, земским врачам. И все.
Мешаная мука бывает опасна для здоровья, когда смолота вместе со спорыньей, или так называемыми рожками, рогатою рожью. Это — болезнь зерна, которое вырастает длинным, иссера-черноватым, сладковатым на вкус. Мякоть спорыньи (она же рожки, спорыш, спорыня, спорня) сероватая, приторно-сладковатая на вкус и в пище ядовитая, особенно пшеничная. Поесть спорыньи, будет кружиться голова, ослабевает зрение, зашумит в ушах, человек отравляется. Пойдет зуд по пальцам рук и ног, а потом и по всему телу. В конце концов у больного является одышка, пальцы на ногах пригибаются к подошве, желудок лениво работает. Деревенские дети всех чаще подвергаются этой болезни, лакомясь сладковатою спорыньей. Некоторое количество ее в муке любят деревенские хозяйки за то, что от таких зерен хорошо подымается квашня, хорошо хлеб спорится (отсюда и ее название), то есть увеличивается объемом. (Максимов С. Куль хлеба и его похождения.1873) [7].
Обратите внимание: особенно ядовита спорынья пшеничная. В краях, где сеют рожь, спорынья обычное дело. Не исключено, что народ даже на генетическом уровне к ней приспособился, и мрет только по случаю особо сильных заражений. В принципе смертельно опасным может быть 2%-ное заражение хлеба спорыньей. А в ряде случаев фиксировалось 40%-ное заражение ржи. Тем не менее, значительная часть спорыньи удаляется при провеивании после обмолота. Частично действие алкалоидов спорыньи смягчается за счет их разложения при выпечке хлеба, впрочем, неполного. Ссылка