Приложение

Меморандум
Всемирному Дому Справедливости

Дата: 19 апреля 2001 г.

От Исследовательского Отдела

Тема: Достижение единства наций и Малого Мира

Введение
Писания Бахаи, посвящённые миру во всём мире, рисуют наступление Величайшего Мира как кульминацию двух различных процессов, разворачивающихся постепенно на протяжении долгого периода. Один из этих процессов — рост и развитие общины бахаи, эволюция Административного Порядка и его расцвет в рамках Мирового Порядка Бахауллы. Другой процесс, которому и посвящён данный меморандум, связан с событиями в обществе в целом, в первую очередь — с достижением единства наций и установлением Малого Мира.

Единство наций и Малый Мир
Шоги Эффенди упоминает о том, что Бахаулла обратился ко «всем царям мира, призывая их держаться Малого Мира, в отличие от Величайшего Мира, который смогут провозгласить и, в конечном итоге, установить лишь те, кто полностью осознаёт силу Его Откровения и открыто исповедует принципы Его Веры…». По словам Бахауллы:

Ныне, когда отвергли вы Величайший Мир, держитесь за сей Малый Мир, дабы хоть как-то улучшить положение свое и тех, кто подвластен вам.

О правители земли! Примиритесь друг с другом, дабы вам не требовалось оружия больше, чем нужно для защиты ваших земель и владений. Страшитесь презреть совет Всезнающего, Верного.

Будьте едины, о цари земли, ибо сим усмирится буря раздоров среди вас и народы ваши обретут покой, если вы из разумеющих. Если же кто-либо из вас поднимет оружие на другого, восстаньте все против него, ибо сие есть не что иное, как явная справедливость. [1]

В другом месте Бахаулла связал установление Малого Мира с проведением встречи мировых лидеров, во время которой будут разработаны меры установления единства и согласия.

Мы молим Бога, да будет возвышена слава Его, и лелеем надежду на то, что Он милостиво поможет царям земли (да поддержит их Бог Своей укрепляющей благодатью), кои суть олицетворения богатства и могущества и восходы владычества и славы, установить Малый Мир. Сие, воистину, есть величайшее средство обеспечения спокойствия для народов. Самодержцам земли, да поможет им Бог, надлежит сплочённо поддерживать сей Мир, ибо он есть главное орудие защиты всего человечества. Мы надеемся, что они поднимутся и исполнят то, что будет способствовать процветанию людей. Их долг — созвать всеобщее собрание, в коем примут участие либо они сами, либо их министры, и предпринять всё необходимое для установления единства и согласия среди людей. Они должны отказаться от орудий войны и обратиться к средствами всемирного возрождения. Если один из царей поднимется против другого, все прочие цари должны подняться и остановить его. Тогда им не потребуется войск и вооружений более, чем необходимо для поддержания внутренней безопасности в их странах. Если они обретут сие непревзойденное благословение, то всякий народ будет спокойно и в довольстве заниматься своими делами, и утихнут стенания и плач большинства людей.[2]

Тема созыва собрания, которое должно обсудить меры, необходимые для установления прочного мира, поднимается и в других местах в Писаниях Бахауллы, в том числе в следующем отрывке:

Неизбежно придет время, когда повсеместно будет признана насущная необходимость созыва широкого и всеобъемлющего собрания. Правители и цари земли должны войти в него и, участвуя в его работе, искать пути и средства, что заложат основание для всеобщего Великого Мира среди людей. Такой мир требует, чтобы великие державы во имя спокойствия народов земли решительно и полностью примирились друг с другом. Если один из царей поднимет оружие на другого, все должны сплоченно выступить и остановить его. И тогда народам мира больше не понадобится оружия, за исключением того, что нужно для защиты их государств и поддержания внутреннего порядка в их пределах. Сие принесет мир и спокойствие каждому народу, правительству и стране. [3]

Впоследствии Абдул-Баха конкретизировал, что одним из результатов такого собрания будет принятие детально разработанного договора, обязательного для всех государств:

Истинная цивилизация развернет свое знамя в самом сердце мира, когда некоторое число выдающихся и просвещенных владык, светлых примеров преданности и несгибаемой воли, поднимутся с твердой решимостью и ясным видением, во имя блага и счастья всего человечества, дабы положить начало Делу всеобщего мира. Они должны вынести Дело мира на общее обсуждение и всеми доступными им способами стараться создать Союз наций земли. Они должны заключить непререкаемый договор и установить такое соглашение, условия которого будут мудрыми, незыблемыми и ясными. Они должны провозгласить его всему миру и заручиться одобрением всего человеческого рода. Сие высшее и благороднейшее свершение — подлинный источник покоя и процветания для всего мира — должно почитаться всеми жителями земли как священное. Человечество должно напрячь все свои силы, дабы обеспечить прочность и нерушимость сего Величайшего Соглашения. В этом всеобъемлющем Договоре надлежит ясно установить границы и рубежи каждой нации, четко определить принципы, на кои будут опираться отношения между государствами, и изложить все международные соглашения и обязательства. Подобным же образом следует жестко ограничить количество вооружений каждого государства, ибо если позволить, чтобы какой-то народ стал готовиться к войне и наращивать свои военные силы, то сие вызовет подозрения у прочих. Главные положения, заложенные в основу сего торжественного Договора, должны быть столь непререкаемы, что если какое-либо правительство нарушит один из его пунктов, то все остальные правительства Земли должны будут подняться и принудить его к совершенной покорности; нет, даже более того — весь человеческий род, словно единое целое, должен будет решительно положить конец такому правительству, используя все доступные ему силы. Если сие величайшее из всех лекарств будет применено к больному телу мира, оно непременно исцелится от всех своих болезней и вовеки пребудет в безопасности и покое.[4]

Абдул-Баха письменно и устно дал также другое, хотя и тесно связанное с этой темой обещание — что единство наций будет установлено в течение XX века и станет необходимым основанием для мира во всем мире.

В одной из Своих бесед Он сказал:

Я горячо надеюсь, что в нынешнем веке эти благородные мысли сделают свой вклад в процветание человечества. Пусть это столетие станет для всех прошлых столетий солнцем, сияние которого никогда не померкнет, дабы в будущем двадцатое столетие прославляли, говоря, что двадцатый век был веком света, двадцатый век был веком жизни, двадцатый век был веком мира между народами …[5]

В газете «Монреаль Дейли Стар» сообщалось:

Абдул-Баха спросили: «Есть какие-либо признаки того, что прочный мир будет установлен в сколько-нибудь разумные сроки?» «Он будет установлен в этом веке, — ответил Он. — В XX веке он станет всеобщим. Все народы будут вынуждены принять его».[6]

Комментируя другие заявления Учителя по этой теме, Дом Справедливости, в письме, написанном от его имени 29 июля 1974 г., сказал:

Абдул-Баха действительно связывал установление единства наций с XX веком. Например: «Пятый светоч — это единение наций, единение, которое будет непременно достигнуто в нынешнем столетии и благодаря которому все жители земли будут считать себя гражданами одного общего отечества». В книге «Настал день обетованный» Шоги Эффенди, процитировав похожее утверждение из «Ответы на некоторые вопросы», комментирует его таким образом: «Такова стадия, к которой приближается сейчас мир — стадия всемирного единения, которое, как уверяет Абдул-Баха, будет непременно достигнуто в этом столетии».

Однако не следует считать, что достижение единства наций эквивалентно установлению Малого Мира. В ответ на вопрос о времени наступления Малого Мира Шоги Эффенди заявил в письме, написанном от его имени в 1946 г.: «Все, что мы знаем — это что Малый Мир и Величайший Мир наступят, однако точные даты этого нам неизвестны».

Тем не менее, единство наций можно вполне справедливо считать одной из стадий — а в действительности и очень значительной стадией — длительного процесса установления Малого Мира. В ответ на вопрос, заданный одним человеком, Дом Справедливости заявил в письме, написанном от его имени 31 января 1985 г.:

Главная миссия Бахауллы в нынешнюю эпоху истории человечества — установить единство человечества и мир среди народов; таким образом, все силы, направленные на достижение этой цели, действуют под влиянием Его Откровения. Мы знаем также, что мир будет установлен поэтапно. Сначала наступит Малый Мир, когда будет достигнуто единство наций, а затем, постепенно,— Величайший Мир, то есть духовное, а также общественное и политическое единение человечества, когда в результате усилий бахаи возникнет Всемирное Содружество Бахаи, действующее в строгом согласии с законами и установлениями Наисвятой Книги Откровения Бахаи.

Что касается Малого Мира, то Шоги Эффенди объяснил, что поначалу это будет политический союз, достигнутый решением правительств различных стран; он будет установлен без прямого участия общины бахаи…

Сам Малый Мир будет также проходить через последовательные стадии. На первой стадии правительства будут действовать целиком самостоятельно, без сознательного обращения к Вере; затем, в назначенный Богом час, Вера начнет оказывать непосредственное воздействие на этот процесс, как указал Шоги Эффенди в своей книге «Цель нового Мирового Порядка».[7]

Последовательное развитие Малого Мира и процесс его укрепления объяснены Хранителем в его письме к Ризвану 105 г. Э.Б., обращенном к друзьям на Востоке, где он так говорит о продолжительности Века Становления:

Длительность его неизвестна; знание об этом таится в сокровищницах Божьего всеведения. Его конец совпадет с установлением этого наисовершенного, этого наимогущественного Порядка повсюду на Востоке и на Западе, с возникновением великолепного и органичного единства между составными частями человеческого общества и с укреплением оснований Малого Мира среди правительств и народов мира.

Дальнейшие разъяснения были даны Домом Справедливости в ответ на просьбу одного из верующих разъяснить приведенный ниже отрывок из послания к Ризвану 1996 г.:

Каким бы кратким ни был путь к миру, он будет мучительным; каким бы многообещающим ни было предполагаемое событие, которое задаст направление этого пути, мир будет устанавливаться в ходе длительного периода эволюции, включающего свои испытания, неудачи и конфликты; наконец, придет час, когда под непосредственным влиянием Божьей Веры наступит то, что мы называем Величайшим Миром.

В письме от 29 июля 1996 г., посланном от имени Дома Справедливости в ответ на письмо одного из верующих, говорится:

Несомненно, что наступление Малого Мира будет постепенным процессом, и на разных его стадиях мы обязательно станем свидетелями как испытаний и неудач, так и ярких успехов. Очевидно, однако, что частью его непременно станет событие исторической важности: момент, когда большинство национальных правительств мира официально заявит о своей приверженности всемирному порядку, включающему свои институты и законы и наделенному средствами, позволяющими следить за исполнением коллективных решений. Хотя сейчас мы и не можем предвидеть в точности, какую форму примет это событие, а тем более — момент, когда это произойдет, мы понимаем, что это будет частью процесса установления Малого Мира.

В условиях пристального внимания, которое уделялось в последние годы завершению нынешней стадии строительства зданий Административного Порядка на склонах горы Кармель, некоторые верующие спрашивали, нет ли причинно-следственной связи между завершением этой строительной программы и установлением Малого Мира. Секретариат Дома Справедливости следующим образом ответил на один из таких вопросов в письме от 14 декабря 1987 г.:

Всемирный Дом Справедливости… поручил нам передать, что ему ничего не известно об утверждениях Писаний, которые бы говорили о том, что установление Малого Мира зависит от завершения Дуги на горе Кармель.

Вполне вероятно, что такое понимание возникло на основе утверждения возлюбленного Хранителя, опубликованного в книге «Послания к миру бахаи» на стр. 74-75… Вы заметите, что в этом отрывке Хранитель описывает три процесса, которые будут идти одновременно. Важно отметить, что он описывает не события, а именно процессы или последовательные стадии, и хотя он говорит, что они будут идти одновременно (утверждение, которое уже само по себе представляет важное указание для институтов Дела), он не утверждает, что они зависят друг от друга.

События XX века
Полезно вспомнить некоторые утверждения, содержащиеся в Писаниях Бахаи, относительно событий XX века, представляющим собой стадии в продвижении человечества к единству наций и Малому Миру. В 1931 г. Шоги Эффенди таким словами охарактеризовал возникновение всемирного сознания:

Для государств и владений, только-только поднявшихся из бушующих волн наполеоновских войн, главной целью было восстановить свои права на независимое существование или достичь единства своей нации, и возможность всемирной солидарности казалась им не только отдаленной, но и немыслимой. Только после того, как силы национализма успешно подорвали основание Священного Союза, который пытался сдержать их растущую мощь, стала серьезно рассматриваться возможность установить мировой порядок, выходящий за рамки политических институтов, установленных этими нациями. Лишь после Мировой войны эти высокомерные сторонники идеи национализма стали считать такой порядок одним из проявлений пагубной доктрины, пытающейся ослабить патриотизм, на котором основывалась жизнь их нации.[8]

Исключительно важной вехой на этом пути было создание после Первой Мировой войны Лиги Наций — событие, положительно оцененное Абдул-Баха, хотя Он и предупредил, что:

… хотя Лига Наций создана, она и не способна установить всеобщий мир.[9]

В годы, предшествовавшие Второй Мировой войне, Шоги Эффенди подтвердил, что:

Хотя день ото дня все громче и настойчивее становятся гневные выкрики послевоенного национализма, хотя Лига Наций все еще пребывает в зачаточном состоянии и собирающиеся грозовые тучи могут на время совершенно затмить ее силу и разрушить механизмы ее работы, тем не менее, направление, в котором действуют ее институты, представляется исключительно важным. Голоса, поднявшиеся с самого момента ее зарождения, предпринятые с тех пор усилия и проделанная работа предвещают победы, которые неизбежно одержит эта организация — или любой другой орган, который, возможно, придет ей на смену.[10]

Он привлек внимание к «наиболее значимым вехам в ее непростой истории», среди которых особенно яркой было ее решение наложить коллективные санкции на своего члена, который, как сочла Лига, совершил акт агрессии. Шоги Эффенди указал, что:

Впервые за всю историю человечества система коллективной безопасности, предвосхищенная Бахауллой и разъясненная Абдул-Баха, была серьезно рассмотрена, обсуждена и испытана. Впервые в истории было официально признано и публично заявлено, что для эффективной работы этой системы коллективной безопасности необходимо, чтобы она была одновременно мощной и гибкой. Мощь, обеспечиваемая наличием достаточных сил, будет способна обеспечить эффективность предлагаемой системы, тогда как гибкость позволит созданным структурам отвечать на законные нужды и стремления ее пострадавших членов. Впервые в человеческой истории страны мира сделали первый осторожный шаг к тому, чтобы принять на себя коллективную ответственность и подкрепить свои устные заверения реальной подготовкой к коллективным действиям. И,— опять же, впервые в истории,— общественное мнение поддержало как заключение, вынесенное руководителями и представителями стран, так и меры по обеспечение коллективных действий, необходимых для исполнения такого решения.[11]

Его оценка важности этого события не была преуменьшена тем, что коллективные санкции очевидным образом не смогли достичь заявленных целей.

Шоги Эффенди подтвердил, что целью процесса, в ходе которого установилась Лига Наций, было достижение «…стадии, на которой единство всех наций станет руководящим принципом международной жизни».[12]

Он разъяснил детали этого процесса почти двадцатью годами позже, в 1947 г., когда на смену Лиге Наций пришла Организация Объединенных Наций, также вступившая на путь развития своих сил и функций. Он ожидал, что этот процесс

…должен, сколь бы долгой и мучительной ни была дорога, привести, через серию побед и отступлений, к политическому объединению Восточного и Западного полушарий, к возникновению всемирного правительства и установлению Малого Мира, как это предсказано Бахауллой и предвосхищено пророком Исаией.[13]

Параллельно этому процессу построения организационных структур, хотя и в тесной связи с ним, шло развитие всемирного сознания. Еще в 1931 году Хранитель упомянул о:

…постепенном распространении духа всемирной солидарности, который самопроизвольно возникает среди неразберихи дезорганизованного общества.[14]

Десятью годами позже он заметил, что:

Воистину, мир движется навстречу своей судьбе. Что бы ни говорили и что бы ни делали те, кто стоит во главе сил, стремящихся к разъединению, взаимозависимость наций и народов Земли становится сегодня неоспоримым фактом. Принцип интеграции в экономической сфере в настоящее время понимается и признается.[15]

Когда человечество погрузилось в пучину мировой войны, которую Шоги Эффенди описал как «могучее потрясение, описанное семьдесят лет назад пророческим Пером Бахауллы» и «давно предсказанный всемирный пожар», он указал бахаи на то, что этот ужасный конфликт является «важной предпосылкой всемирного единения».[16]

Недавние события
В последние годы Дом Справедливости не раз пользовался возможностью привлечь, с помощью своих Посланий к Ризвану, внимание всемирной общины бахаи к исключительной важности событий, происходящих в обществе по мере того, как человечество все больше осознает единство наций и народов планеты.

Особенно значимыми представляются следующие отрывки из октябрьского 1985 г. обращения к народам мира, названного «Обещание мира во всем мире»:

К благоприятным признакам следует отнести непрерывно нарастающую мощь движения к мировому порядку, начатого на заре нынешнего века созданием Лиги Наций и продолженного более всеобъемлющей Организацией Объединенных Наций; свидетельствующее о завершении процесса государственного строительства достижение независимости большинства наций на Земле после Второй Мировой войны и участие этих молодых государств наряду со старшими их собратьями в решении вопросов, представляющих взаимный интерес; последовавшее за этим резкое увеличение масштабов сотрудничества ранее изолированных и антагонистических народов и групп в международных начинаниях, направленных на развитие науки, образования, права, экономики и культуры; появление за последние десятилетия беспрецедентного количества международных гуманитарных организаций; расцвет женских и молодежных движений, участники которых призывают покончить с войной; и все более распространяющаяся стихийная сеть простых людей, ищущих взаимопонимания посредством личных контактов. [17]

Вселяют надежду предварительные шаги в направлении мирового порядка, особенно те из них, которые были предприняты после Второй Мировой войны. Нарастающая тенденция к тому, что группы отдельных стран официально оформляют свои взаимоотношения — что позволяет им налаживать сотрудничество по вопросам, представляющим взаимный интерес — позволяет надеяться, что, в конечном счете, все страны сумеют преодолеть сковывающий их паралич. Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии, Сообщество и Общий Рынок Стран Карибского Бассейна, Общий Рынок Стран Центральной Америки, Совет Экономической Взаимопомощи, Европейское Сообщество, Лига Арабских Стран, Организация Африканского Единства, Организация Американских Государств, Форум Стран Южной Части Тихого Океана — все эти совместные организации прокладывают путь к мировому порядку.[18]

Целая армия мужчин и женщин, представляющих практически все культуры, расы и народы Земли, составляет в рамках разнообразных учреждений ООН всемирную «гражданскую службу», впечатляющие успехи которой показывают, какой высокий уровень сотрудничества может быть достигнут даже при неблагоприятных условиях. Стремление к единству, подобно духовной весне, проявляется на бесчисленных международных конгрессах, собирающих людей самых разных профессий. Оно стимулирует развитие международных детских и молодежных мероприятий. По существу, оно является настоящим источником замечательного движения к экуменизму, неудержимо сближающего приверженцев исторически враждовавших между собой религий и сект. Наряду с противоположной тенденцией к войне и самовозвеличиванию, с которой оно непрестанно противоборствует, стремление к всемирному единству — одно из преобладающих и всепроникающих проявлений жизни планеты в эти последние годы XX века.[19]

Темп изменений ускорялся по мере того, как XX век близился к своему завершению. В 1996 году Дом Справедливости написал:

…мировые лидеры часто предпринимают коллективные действия, которые, на взгляд наблюдателя бахаи, обозначают тенденцию к нахождению общих подходов, с помощью которых нации решают мировые проблемы. Обратим внимание, например, на необычную частоту общемировых мероприятий, на которые эти лидеры стали собираться вместе со времени Святого Года, отмечавшегося четыре года назад; сюда, в частности, относится празднование пятидесятой годовщины Организации Объединенных Наций, на котором присутствовавшие главы государств и правительств подтвердили свою приверженность всеобщему миру. Достойна рассмотрения также быстрота и решительность, с которой эти лидеры совместно действовали в ответ на разнообразные кризисы, происходившие в разных частях мира. Такие тенденции совпадают со все более активными призывами со стороны просвещенных кругов сосредоточить внимание на возможности создания некоторой формы глобального руководства. Не должны ли мы усматривать действие Руки Провидения во всех этих быстро развивающихся событиях, действительное предвестие близких величественных событий, предсказанных в наших Писаниях?[20]

В 1998 году он заметил, что:

…среди оглушающего шума общества, пребывающего в смятении, можно распознать отчетливое движение к Малому Миру. Почву для интереснейших предположений дает растущая степень вовлеченности Организации Объединенных Наций, при поддержке могущественных держав, в решение затяжных и требующих немедленного решения мировых проблем, а также впечатляющее признание, сделанное в самые недавние месяцы мировыми лидерами, относительного того, что же в действительности означает взаимосвязь всех стран в вопросах торговли и финансов — условие, которое, как ожидал Шоги Эффенди, станет существенным аспектом органического единства мира.[21]

Обозревая важные события, произошедшие в мире за последние четыре года, Дом Справедливости заявил в Послании к Ризвану 2000 года, что «лидеры мировых держав предпринимали смелые шаги в направлении создания структур политического мира во всем мире», и:

…делались серьезные попытки применять и совершенствовать методы коллективной безопасности, что приводит на память одно из предписаний Бахауллы для поддержания мира; был сделан призыв создать международный уголовный суд – еще одно действие, находящееся в соответствии с ожиданиями бахаи; мировые лидеры должны встретиться на Саммите Тысячелетия для того, чтобы сосредоточиться на настоятельной необходимости в создании адекватной системы, позволяющей решать глобальные проблемы; новые технологии связи открывают возможности для любого человека общаться с любым другим человеком на планете.[22]

Несколько месяцев спустя, сообщая о встречах тысячелетия, состоявшихся в Нью-Йорке в течение 2000 года и посвященных глобальным вопросам поддержания мира (Форум Тысячелетия в мае, Саммит Тысячелетия по вопросам поддержания мира религиозных и духовных лидеров в августе и Саммит Тысячелетия, на котором собрались лидеры из более чем 150 стран, прошедший в сентябре), Дом Справедливости в своем послании от 24 сентября 2000 г. заметил, что:

У любого наблюдателя, обладающего видением бахаи о мире и ведущих к нему процессах, должна вызывать глубокое удовлетворение мысль о значимости и последствиях этих недавних событий, особенно на фоне предыдущих всемирных конференций, в которых на протяжении минувшего десятилетия лидеры стран также принимали участие. Вдвойне удивительно то, что в столь ранний момент эры Бахаи представители нашей международной общины приняли столь заметное участие в этих событиях, ставших вехами на пути к новому Мировому Порядку, который столь отчетливо обрисовало Перо Бахауллы.[23]

[1] Шоги Эффенди, Настал День Обетованный, гл. «Открытие Величайшего Закона», абз. 10.

[2] Послание к Сыну Волка, абз. 56.

[3] Избранное из Писаний Бахауллы, 46.

[4] Абдул-Баха, Секрет Божественной цивилизации, абз. 121.

[5] The Promulgation of Universal Peace: Talks Delivered by 'Abdu’l-Bahá during His Visit to the United States and Canada in 1912, 2nd ed. (Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1982), pp. 125-126.

[6] 'Abdu’l-Bahá in Canada (Ontario: Baha'i Canada Publications, 1987), p. 35.

[7] Messages from the Universal House of Justice, 1963-1986 (Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1996), pp. 655-656.

[8] Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы, гл. 3 («Цель нового мирового порядка»), абз. 41.

[9] Абдул-Баха, Избранное из Писаний, 227:31.

[10] Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы, гл. 7 («Заря всемирной цивилизации»), абз. 79.

[11] Тамже, 7:80.

[12] Тамже, 7:83.

[13] Citadel of Faith: Messages to America, 1947-1957 (Wilmette: Bahá'í Publishing Trust, 1995), p. 33.

[14] Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы, гл. 3 («Цель нового мирового порядка»), абз. 40.

[15] Шоги Эффенди, Настал День Обетованный, гл. «Более широкое понимание патриотизма», абз. 2.

[16] Messages to America: Selected Letters and Cablegrams Addressed to the Baha'is of North America, 1932-1946 (Wilmette: Baha'i Publishing Committee, 1947), p. 42.

[17] Обещание мира во всем мире, абз. 3.

[18] Там же, абз. 28.

[19] Там же, абз. 58.

[20] Послание к Ризвану 153 г. Э.Б.

[21] Послание к Ризвану 155 г. Э.Б.

[22] Послание к Ризвану 2000 г. (157 г. Э.Б.)

[23] Письмо от имени Всемирного Дома Справедливости всем Национальным Духовным Собраниям, 24 сентября 2000 г.

Этот документ в формате MS Word https://bahaiarc.org/images/UHJ/Word/20010419.docx

Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

Также смотрите заявление Всемирного Дома Справедливости "Обещание мира во всем мире". Обещание мира во всем мире - заявление Всемирного Дома Справедливости