Зенер:
"Похожие идеи были развиты в дуалистических строках в другом отрывке Денкарда. Здесь менок или в целом невидимый мир описывается, как единый и несложный, но в этой целостности скрыто присутствует основная полярность света и тьмы, которая также включает полярность жизни и смерти. Посредством творческой деятельности Бога, создание переходит от своей изначальной целостности к множественности сложных существ, «видимых и осязаемых», которые опять вернутся к своему источнику. В оригинале целостность, однако, видоизменена в четыре природных свойства: жару, влагу, холод и сухость; жара и влага являются основой жизни, а холод и сухость – основа смерти. Очевидно, что жара и влага по природе живы, а потому они могут превратиться в материальную форму. Холод и сухость по природе стерильны, а потому не в состоянии произвести ни одно живое существо. То, что казалось физическим олицетворением зла, и на самом деле было так в раннем Зороастризме, например, волки, змеи и еретики, скорее есть физическое олицетворение первичного света, которым овладел злой дух: это – одежда, которую надели демоны. Почти наверняка это является теорией создания, которую Евдем Родосский приписал Магам, т.к. согласно его словам, Маги называли всю разумную вселенную (т.е. целостность) Пространством или Временем, и из этой целостности произошел либо добрый Бог, либо злой демон, или же ранее свет и тьма. Подобным образом в нашем отрывке из Денкарда менок, по определению «несложный» (a-ham-but), «единый» (evtak), «невидимый и неосязаемый», разделен на менок света и тьмы. Первый является основой жизни, второй – смерти. Свет, жизнь, жара и влага, мы знаем, являются сутью Ормазда, а тьма, смерть, холод и сухость ничто иное, как суть аХримана. Тогда оба соответственно происходят из единого, нераздельного менока, который везде встречается как рас, первоначальная материя или Пространство-Время. Дуализм между двумя противоположными Духами, конечно же, присутствует, но именно дуализм происходит из первоначальной целостности. Это и есть ересь Зурванитов в философском облачении."
Так, ересь Зурванитов (по отношению к Ортодоксии) «говорит» о том, что два Великих Духа произошли из «единого менока», из первоначальной нераздельной материи, утверждается что «дуализм происходит из первоначальной целостности».
Но может ли единство (целостность) быть без частей внутри себя?
А может ли Дух произойти из материальностного?, и что это тогда будет за Дух (насколько духовным)?
Говорится: "в целом невидимый мир описывается, как единый и несложный, но в этой целостности скрыто присутствует основная полярность света и тьмы, которая также включает полярность жизни и смерти. ... В оригинале целостность, однако, видоизменена в четыре природных свойства: жару, влагу, холод и сухость; жара и влага являются основой жизни, а холод и сухость – основа смерти".
Сопоставляя сказанное здесь и рассмотренное выше, можно увидеть, что:
- жара и влага производят жизнь, так же как соответственно Ормазд и Вайу воплощают соединением творения (материализовывают формы);
- холод и сухость производят смерть, так же как соответственно аХриман и Зурван деструктурируют и дематериализуют воплощённые творения;
- "полярность" света включает в себя Ормазда и Зурвана, а "полярность" тьмы включает в себя аХримана и Вайу;
- "полярность" жизни включает в себя Ормазда и Вайу, а "полярность" "смерти" включает в себя аХримана и Зурвана.
"Первоначальная целостность", как было показано, не является таковой, ибо Два Первоначальных (Зурван и Вайу) существуют Одиностью (по-одному), и представляют собой противоположности, которые при связывании частичностном приобретают качество Иности ( 0 ) по отношению к Первоначальным (появляется Сфера Относительного).
"Первоначальной целостностью" же обладает лишь Зурван (сам по себе), так как Он устроен как Один-Единственностный. И именно Принципом из Зурвана существует и держится связь между Ормаздом и аХриманом (то есть - ЕДИНОСТЬЮ).
Вайу же очевидно никакой "целостностью" не обладает - "рас" не существует как единый - "рас" это суть-отдельность, а Вайу это сущность отдельностная, которая существует ОДИНОСТЬЮ (это Её (Вайу) Принцип).