6. Реформы Второго Ватиканского соборая
Осознав, что "антихрист - это не еврей, а наоборот, это враг евреев", западное сознание начало перестраиваться. Эта перестройка в католицизме реализовалась в решениях Второго Ватиканского собора (1963-1965 гг.) Решения эти были приняты, конечно, не на пустом месте, но в результате длительной внутренней перестройки. Осознание проблем Катастрофы было одним из факторов появления движения "Аджорнаменто" - "обновления", что привело к решениям Второго Ватиканского собора. После Собора это движение продолжало развиваться и углубляться до настоящего времени [выше, чтобы не было ощущения уже готовой будущей умиротворяющей идиллии, я уже сделал замечание о том, что куда это дальше будет развиваться - совершенно неизвестно].
Перестройка католической церкви, предпринятая на Втором Ватиканском Соборе выразилась в отношении евреев в следуещем: Во-первых, было признано, что "теология презрения" исторически явилась фундаментом антисемитизма, и она была осуждена и "отменена". Были пересмотрены и отменены все антисемитские положения исторического христианства. Было отменено то, что "на евреях лежит ответственность за распятие Иисуса", анти-еврейские фразы били убраны из молитвенника (например, было исключено высказывание "против вероломных иудеев", которое читалось, на Страстную пятницу), были скорректированы и некоторые другие моменты.
Конечно, можно сказать, что эти антисемитские положения христианства уже привели, в течении веков, к непоправимым последствиям, гонениям, погромам и т.д., и все это так просто не исправишь - но, тем не менее, то, что эти положения стали пересматриваться все же черезвычайно важно. (Надо отметить, что Второй Ватиканский собор нелегко принял эти решения: примерно 60 процентами голосов против 40%. Тем не менее, все они были утверждены.)
Дело этим не закончилось, процесс развивался и Папа Иоанн Павел Второй провел еще более резкие решения, чем Второй Ватиканский собор. [Отметил, что будучи избран на свой пост, он взял себе имя Иоанн-Павел именно по именам тех двух Пап, которые ввели Второй Ватиканский собор, провозглашая этим "верность его направлению".]
Надо отметить, сама личность Иоанна-Павла II (Кароля Войтылы) здесь играет видимо, далеко не последнюю роль. Известно, что еще в молодости он занимал совершенно нетривиальную позицию по проблеме отношений с еврейством. Известна история, что во время войны, когда он был молодым священником в Польше, ему однажды принесли еврейского ребенка, у которого погибли родители, и те поляки, которые ребенка спасли, хотели его крестить; однако, он отказался делать это, спросил: "Согласились ли бы его родители крестить его?" - раз не согласились бы, то и он отказался сам крестить ребенка. Такое решение выходит за рамки классического подхода христианства. [Чтобы стало понятно, насколько такой подход радикален, я приведу пример из несколько другой области: представьте себе, что ребенка из нерелигиозной еврейской семьи, у которого погибли родители и нет родственников, принесли в еврейскую религиозную семью, которая хочет воспитать его в религиозных принципах. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь раввин в такой ситуации сказал: "Его родители, наверное, не хотели, чтобы он был религиозным, так давайте же не будем его так воспитывать"].
Такое поведение означает, что будущий Иоанн-Павел II, видимо, еще в то время считал иудаизм религией, имеющей свою истину, которая занимает свое законное место, - и поэтому стараться крестить евреев совершенно не следует ибо они идут по пути своего собственого Завета с Богом. По сути, именно такая позиция нашла свое выражение в его деятельности продолжавшей развивать подход Второго Ватиканского Собора в направлении "примирения с иудаизмом".
Развивая эти идеи, Иоанн-Павел II провозгласил, что иудаизм продолжает быть "живой религией", и что "Первый" [Ветхий] Завет продолжает быть действенным заветом с Богом, и евреи "получают спасение в рамках этого Завета". Иными словами, вывод таков: евреям не требуется креститься, чтобы получить спасение. В соответствии с этим, всем католическим организациям было дано указание прекратить всякую миссионерскую деятельность по отношению к евреям. (Это указание было дано как раз перед визитом Иоанна-Павла II в Иерусалим в 2000 году. В достаточно полном виде описание "Теологии после освенцима" и "Теологии дополнения" в отличии от "Теологии замещения", можно найти на русском языке, например, в статье Дидье Поллефе "Иудейско-христианские отношения после Освенцима с католической точки зрения" и также в других статьях на сайте http://www.jcrelations.net/ru целиком посвященном еврейско-христианскому диалогу. Сокрашенное изложение основных пунктов этот концепции см. в брошюре Маханаим "О религиозном восприятии Катастрофы").
Итак, в современной ситуации основное ядро протестантов и католиков перестали заниматься миссионерством по отношению к евреям. Подобную деятельность продолжают вести сегодня только некоторые радикальные мелкие протестантские группы (типа "Евреи за Иисуса"), но основная масса западного христианства заняла позицию, провозглашающюю что заниматься никакой миссионерской деятельностью по отношению к евреям не следует.