НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ЦЕЛИ СВОЕГО СОТВОРЕНИЯ

Если вы сейчас находитесь на улице, то оглянитесь вокруг, или выгляните в окно, если вы находитесь дома. Деревья, цветы, холмы, небо и все многоцветие жизни…

Задумайтесь на миг о существовании иных мест на земле, которые в этот момент не доступны вашему видению. Моря, озера, горы, миллиарды людей, миллионы видов живых существ, которых, возможно, вы ни разу в своей жизни не встречали... И, наконец, шагните в своем воображении за пределы земли и представьте себе всю Вселенную: миллиарды галактик, образованных из миллиардов звезд, колоссальное пространство, состоящее из планет, их спутников, множества звездных систем, подобных нашей солнечной, кометы и миллиарды других космических тел…

А теперь искренне задайте своему разуму простой вопрос: отчего и каким образом появилось все это колоссальное, бесчисленное множество тел, систем, живых существ? Благодаря чему все живое и неживое находится в совершеннейшей гармонии? Какая Высшая Мудрость заключена в этом великолепии Вселенной, в необыкновенных особенностях, присущих всем живым существам, прежде всего нам, людям? Какова цель пребывания на земле всех этих существ? В чем смысл существования человека, занимающего среди всех живых существ особое место?

Главную цель пребывания человека на земле Аллах раскрывает нам в Коране, ниспосланном нашим Творцом как путеводитель по жизни. Этой целью является поклонение человека своему Создателю. Аллах объясняет нам в одном из айатов Корана:

Я создал джиннов и людей, чтобы повелеть им поклоняться Мне.
(Сура "Аль Зариат", 51:56)
Вселенная - это особое место, где все системы Вселенной, звезды, планеты, моря и озера, океаны, цветы и деревья, горы, все живые существа сотворены Всевышним Аллахом только для того, чтобы испытать искренность служения и благодарность людей своему Создателю, для того, чтобы люди смогли убедиться в Беспредельной Мудрости своего Господа. Все события и люди, с которыми человек сталкивается в течение своей земной жизни, являются неотъемлемой частью испытания, называемого мирской жизнью. Всевышний сообщает нам в одном из айатов, что цель нашего пребывания на земле заключена в преодолении этого испытания:

Воистину, Мы создали человека из капли [семени], смеси, чтобы испытать его, одарили его слухом и зрением.
(Сура "Аль Инсан", 76:2)
И пока человек проходит свой путь испытания, он несет ответственность за все свои деяния, которые должны соответствовать предписанному Всевышним Аллахом, только тогда человек имеет возможность обрести Довольство Всевышнего. Для этого человеку необходимо искренне исполнять Его повеления и не преступать границ дозволенного. В Коране сказано, что не будет прощения тем, кто отрицал повеления своего Господа и им уготовано мучительное наказание. И если в течение отпущенной им мирской жизни они так и не обретут веры и не раскаются в своих заблуждениях, то обителью будущей жизни для них станет вечный Огонь Ада. Ведь отрицание повелений Всевышнего есть великая неблагодарность, а значит, вина перед нашим Создателем, Который одарил нас всех бесчисленными благами жизни.

Но многие люди никогда не задумываются о цели своей жизни, живут в совершенной беспечности, стараясь не вдаваться в размышления об "слишком серьезных" для них вещах. Забыв об истинной цели своего существования, они предаются мечтам о мнимых ценностях этой жизни, задаются целями, никогда не приводящими к счастью ни в этом мире, ни в ином. На достижение бессмысленных целей эти люди в непрерывных трудах тратят месяцы, годы своей жизни, однако они не пытаются даже задуматься от ответственности, которую они несут перед Аллахом. К ним никогда не приходит мысль, что подобная безответственная трата жизни, отпущенной им для испытания, может привести их в иной жизни к очень горькому итогу. Однако на земле нет ни одного человека, кто мог бы, не лукавя, сказать, что он никогда не слышал об этих истинах. Ведь на протяжении всего существования человечества, начиная со времен пророка Адама, мир ему, Аллах ниспосылал людям Книги, в которых содержалась истина мирской жизни, знания о Всевышнем Господе и цели сотворения людей. Всевышний посылал к заблудшим народам многих Своих Пророков с увещеваниями и истинными знаниями, дабы никто из людей не мог искать себе оправдания, говоря "не ведали мы об этом":

[Мы послали] Посланников благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха, после того [как к ним явились] Посланники. Воистину Аллах Велик и Всемогущ, Всезнающ!
(Сура "Ан Ниса'а", 4:165)
Кроме Священных Книг, ниспосланных Всевышним через своих пророков, Аллах передает людям истину и через увещевания и пояснения истинно уверовавших мусульман, распространяющих знания о вере. На протяжении всей истории человечества уверовавшие призывали тех, кто не смог постичь веру к вере Аллаха, напоминая о существовании Рая и Ада, предупреждая об Отчете за свои земные деяния в День Господнего Суда.

Но, предположим, человек утверждает, что никогда не слышал об истинной цели жизни, его ни разу никто не предупреждал об ответственности за свои поступки и он ничего не знает из того, что передано в Книгах Аллаха. Он не видел и не читал Священной Книги Аллаха. Но даже тогда, каждый, обладающий разумом человек, не может не видеть во всем, что окружает его удивительного совершенства устройства и поразительной гармонии всех систем, обеспечивающих его существование. Каждому, кто хоть на миг задумается об том, как мог возникнуть окружающий его мир, невольно приходит на ум мысль о том, что все это не могло возникнуть само по себе и жизнь, вне сомнения, имеет своего Творца, Всемогущего Повелителя, который создал все это с определенной высшей целью. Следовательно, осознавая, что каждый человек является одним из творений Всемогущего Господа, логически можно придти и к заключению о существовании определенной ответственности перед своим Создателем. Ведь Аллах, создав человека, наделил его и совестью, некоей чистой сущностью, которая "подсказывает" ему, что есть правда, а что - ложь. Человек, оценивающий окружающую его жизнь и события, прислушиваясь к голосу совести, без труда постигает и истинный смысл своего существования. В Коране Всевышний приводит нам в назидание прекрасный и ясный пример истории пророка Ибрахима, мир ему:

Так Мы показывали Ибрахиму [Свою] Власть над небесами и над землей, чтобы он был из уверовавших всей душой... Когда спустилась над ним ночь, он увидел звезду и воскликнул: "Это - мой Господь". А когда она закатилась, сказал: "Я не люблю то, что закатывается". Когда же он увидел [рассеивающую свет вокруг] восходящую луну, он воскликнул: "Это - мой Господь". Но когда и она закатилась, он сказал: "Воистину, если мой Господь не наставит меня на Прямой Путь, то я окажусь среди заблудших". Когда увидел он восходящее солнце, [рассеивающее свет вокруг] он еще раз воскликнул: "Вот это - мой Господь. Оно самое большое". Когда же и солнце зашло, он сказал (своему народу): "О народ мой! Воистину, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь наряду с Аллахом. Истинно то, я уверовал и обратил себя к Единому Богу, к Тому, Кто сотворил небеса и землю. И я не принадлежу к числу язычников"
(Cура "Аль Ана'ам", 6:75/79)
Пророк Ибрахим, мир ему, прислушиваясь к голосу своего разума и совести, смог постичь существование Единого Аллаха, создавшего небеса и землю, осознав, что поклонения достоин только лишь Он - Всевышний Создатель. Из этого примера можно сделать вывод: человеку достаточно только оглянуться вокруг себя и прислушаться к голосу своей совести, чтобы понять меру своей ответственности перед Аллахом и благодарности за дарованные ему бесчисленные милости. Однако, даже несмотря на ясные знамения окружающей нас жизни, из коих каждый человек может познать истину, Аллах сверх того оказывает людям великую Милость, подробно сообщая им о цели их пребывания на земле, давая возможность в деталях узнать о том, как человеку следует поклоняться своего Творцу. Это, несомненно, является проявлением Беспредельной Милости Аллаха ко всем созданным, в которой находит свое проявление одно из Прекраснейших Имен Аллаха - Хади, в переводе с арабского означающее "Указывающий правильный путь, Ведущий людей по верной дороге". Более того, Всевышний Аллах напоминает людям об истине, даруя каждому из нас в течение жизни много примеров, приводящих нас к размышлениям о смысле нашего бытия, а также предоставляет нам некоторый временной срок, именуемый жизнью, дабы мы смогли осознать знамения, сокрытые в даруемых нам примерах.

Но, к сожалению, большая часть людей на земле не воспринимает искренне ни одно из представленных им Аллахом доказательств, не слышат голоса своей совести. Ни одно из бесспорных доводов не доходит до их сердца, даже несмотря на то, что во всех увещеваниях говориться о грядущей расплате в вечной жизни, уготованной всем, кто отверг своего Господа, предпочитая оставаться в стороне от мыслей о цели своего существования.

Оглянитесь вокруг еще раз: дети, подростки, мужчины, женщины, пожилые люди. Все они заняты земными делами, будто бы никого из них не затронет смерть и им не предстоит отвечать перед Всевышним Создателем в День Господнего Суда. Один пытается успеть на автобус, второй быстрыми шагами направляется к своей машине в надежде не опоздать на работу, третий озабочен тем, что же ему купить в ожидании вечернего визита гостей; или пожилой человек, который с волнением готовится к скорому рождению внука.... Все это - наши повседневные дела и заботы, и, конечно же, совершенно естественно стремление людей к успешному достижению задуманных планов, но все эти люди заблуждаются в одном, самом главном для человека вопросе - они живут в невежественном состоянии души, пребывая в забвении о том, что все в этом мире объято Всевышним Аллахом, о стремительном приближении смерти, после которой настанет день, когда каждый предстанет перед Всевышним Аллахом и будет держать ответ за те годы, что прожиты в пренебрежении и забытьи об истинной цели дарованной им жизни.

Как же могло случиться так, что, несмотря на великое множество доказательств Существования Аллаха, на все знамения, говорящие о нашей беспредельной немощности и зависимости от милостей Создателя, люди могут быть столь беспечны и пренебрежительны в отношении своей будущей жизни? Как могут они прятаться и закрывать глаза на эти реалии, подобно страусу, зарывающему голову в песок? Ведь горький итог такой недальновидности и неблагодарности Всевышнему Господу предстоит вечной переживать не кому-либо постороннему, но самому человеку…

Несомненно, причиной неверия людей является отнюдь не ущербность ума. Напротив, разум их способен к здравому размышлению, но они осознанно обманывают самих себя, заслоняя свое сердце от доводов разума. Мы говорим "обманывают", ибо, как мы уже упомянули, ибо у каждого человека есть и ум и знания, достаточные для постижения мирских истин. Проблема "слепосты" людей заключена в неискренности и неправедности по отношению к дарованной им жизни, когда в зависимости от степени алчной привязанности к мирским благам и утехам, они явно или тайно отрицают загробную жизнь. Аллах в Коране особо упоминает нам о существовании подобных людей:

Я отвращу от Моих знамений тех на земле, которые превозносились безо всякого права на то. Если даже они узрят какое-либо знамение, то не приемлют его с верой; если перед ними предстанет правый путь, то не изберут его [своим] путем, а если увидят путь заблуждения, то примут его себе путем. И все это потому, что они отвергли Наши знамения и пренебрегают ими. Тщетны деяния тех, которые не признали ни Наших знамений, ни того, что они предстанут [перед Нами] в Судный День. Неужели им воздастся, кроме как за то, что они делали?
(Сура "Аль А'араф", 7:146/147)

Они предпочитают земную жизнь будущей и сбивают [людей] с пути Аллаха, стремясь исказить его [путь]. Но они пребывают в глубоком заблуждении.
(Сура "Ибрахим", 14:3)
В другом айате Аллах описывает людей, которые пребывают в заблуждении, обманывая себя и закрывая глаза на истины:

Близок для неверных час расплаты [в Судный День], но они по [своему] невежеству отрицают его.
(Сура "Аль Анбийа'", 21:1)
Вне сомнения то, что каждый человек будет нести ответственность за все содеянное в этом мире и станет свидетелем Судного Дня. Однако на земле живет множество людей, которые погрязли в заблуждениях и не предпринимают никаких попыток для избавления от этого состояния, что является высшей степенью невежества и неискренности. Конечно же, по Воле Аллаха, в ином мире этим людям воздастся за то, что они сами себе уготовали.

Если вы не хотите оказаться в положении, когда раскаяние уже будет поздним и лишенным какого-либо смысла, то не будьте беспечны. Не растрачивайте дарованную вам жизнь на достижение обманчивых мирских благ. Ни блестящая карьера, ни накопление богатства, ни уютный, обеспеченный семейный очаг, ни многие дети не являются смыслом нашего сотворения. Главная цель нашей жизни - достойное поклонение Аллаху и стремление к обретению Его Милости, Благоволения и Рая.

Безусловно, человек должен стремиться к достижению хорошей карьеры, высоких постов, созданию счастливой семьи, воспитанию достойных детей и внуков. Однако важно не возводить все это в степень единственной цели и смысла существования и никогда не забывать о своем предназначении - каждый миг дарованной нам жизни служить Довольствию Всевышнего Аллаха…В противном случае все мирские цели и свершения утратят всякий смысл в миг смерти и тогда человек осознает, что единственной вещью, не утрачивающей своей ценности, являлось лишь служение Аллаху. В одном из коранических айатов Всевышний напоминает нам:

Ни ваши богатства, ни ваши дети не приблизят вас к Нам. ["Близки" к Нам] те, которые уверовали и совершали добрые деяния. Именно им будет воздано многократно за то, что они сделали, и будут они почивать в вышних покоях.
(Сура "Саба", 34:37)
В другом айате Корана описывается состояние людей, обманувшихся мирскими утехами и позабывшими об истинной цели своего пребывания на земле:

[Неверовавший скажет:]
"О, если бы [смерть] была концом [всего]! Не спасло меня [от Судного Дня] мое достояние. И силы покинули меня".
[Аллах повелит ангелам-стражам Ада]:
"Схватите его и закуйте [в цепи]! Потом ввергните в пылающий Ад".
(Сура "Аль Хака", 69:27/31)
(Харун Яхья книги ЗАЧЕМ ТЫ ВВОДИШЬ СЕБЯ
В ЗАБЛУЖДЕНИЕ?)