БЫТЬ ИСКРЕННЕ ВЕРУЮЩИМ, НЕ ОБМАНЫВАЯ САМОГО СЕБЯ
В предыдущих главах книги, размышляя об удивительном великолепии и гармонии окружающей нас жизни, живых существ и различных явлений во Вселенной, мы пришли к очевидному выводу, что истинной целью нашего существования является служение Аллаху. Этот раздел книги мы начнем с напоминания…
Сколько вам сейчас лет? Допустим, вам тридцать. Давайте вернемся с вами на 30 лет и 10 месяцев назад, в то время, когда на земле еще не было такого человека, как вы, не было даже признака вашего существования. И вот, в результате слияния сперматозоида с яйцеклеткой, возникает и формируется то, из чего спустя девять месяцев появились вы, то есть вы фактически появились на земле из небытия... Вначале вы были одной клеткой; затем эта клетка разделилась, образовав две, затем четыре, восемь, шестнадцать, тридцать две… В итоге вы стали существом, состоящим из миллиардов клеток, которые оформились в органы и системы вашего организма: у вас появились руки, глаза, нос, система кровообращения и дыхания. Более того, из состояния одноклеточного существа вы развились до стадии обладающего разумом человека; вы приобрели способности видеть, слышать, чувствовать, наслаждаться, размышлять. Только на миг задумайтесь над фактом своего зарождения, и вы осознаете величие и уникальность процесса развития и рождения человека.
Как же происходит столь удивительное превращение?! Как в результате слияния двух невидимых невооруженным глазом субстанций могло появиться на свет такое выдающееся создание, как человек, имеющее прекрасный вид, правильные формы тела, наделенное разумом? Поистине это непостижимо! Вот что говорится об этом в коранических айатах:
Он - Тот, Кто сотворил вас из праха, потом - из капли [семени], потом - из сгустка [крови]. Потом [растит], чтобы вы достигли полной силы и затем состарились. Некоторым из вас предписано умереть раньше. [И делает Он это, пока] не достигнете вы смертного часа, установленного Им, - быть может, вы одумаетесь. Он - Тот, Кто оживляет и умерщвляет, а когда решит какое-нибудь дело, то только скажет ему "Будь!" - и оно тотчас случается.
(Сура "Аль Му'мин", 40:67/68)
Айат напоминает нам, что Создателем всех людей и всего сущего является Всевышний Аллах и людям должно использовать дарованный им ум для размышлений над этой истиной. Разум человека искреннего открыт для постижения цели своего сотворения, осознав ее, он всей душой предается вере в Аллаха и всей своей жизнью стремясь достичь Его Благоволения и Милости. Аллах в Коране повелевает людям сторониться самообмана и заблуждений и размышлять о смысле своего существования:
О человек! Что же ввело тебя в заблуждение относительно твоего Щедрейшего Господа, Который сотворил тебя, придал тебе твой облик, наделил соразмерностью [членов] и воплотил тебя в тот образ, в какой хотел? Так нет же! Вы ложью считаете Его знамения. Но, воистину, к вам приставлены хранители - достойнейшие писцы, которые знают обо всем, что вершите вы.
(Сура "Аль Инфитар", 82: 6/12)
Однако человек по своей природе слаб, и склонен к увлечению мирскими радостями и удовольствиями, поддавшись обману, вступать на неправедный путь и растрачивать свою жизнь на пустые дела. Даже то, что каждая деталь окружающего нас мира являет взору человека чудо творения, не объясняет им ничего, они склонны, забывая о голосе совести, не видеть, не слышать всего этого, или же сознательно не понимать, противится признанию знамений Господа. Но ведь если человек не задумается, не попытается осмыслить факт Существования и Величия Аллаха, его ждет горькое сожаление о содеянном в этом мире. Каждый из нас должен осознать необходимость оградить себя от заблуждений и помнить, что все в мире создано с определенной целью и все блага, которыми мы пользуемся, даны нам Великой Милостью Господа, и за все свои поступки нам предстоит держать ответ в День Великого Суда.
Вероисповедание требует искренности
Люди с подлинной, искренней, верой ни при каких обстоятельствах не будут заниматься самообманом, избегать действительности. Они обладают глубокой Богобоязненностью и трепещут от страха потерять Благоволение к ним Аллаха; страха допустить погрешности в поклонении Ему. Но среди людей есть много и тех, у кого, как сказано в Коране, "в сердцах порок" и они "медлят" в поклонении Аллаху:
"Несомненно, среди вас найдется такой, который станет медлить с выступлением"
(Сура "Ан Ниса'а",4:72).
Эти люди знают о предписания Всевышнего и законах жизни, ниспосланных в Коране, но вера их неискрення и они не спешат в совершении предписанного Аллахом. Они постоянно ищут причины, чтобы уклониться от совершения поклонения Аллаху и находят себе многие оправдания. Вся жизнь их проходит в постоянных измышлениях оправданий своего нерадивого отношения к предписаниям Аллаха, в любой среде и при любых обстоятельствах они находят выдуманные причины, которые лишь отдаляют их от истины, но кажутся им вполне правильными и избавляющими от вины. Они "исповедуют веру только с одной стороны", как сказано в одном из айатов Корана, и не служат Аллаху должным образом. Эти люди пытаются уверить других в своей праведности, но неискренностью в соблюдении предписаний Всевышнего они обманывают только самих себя. В Коране сообщается о подобных людях:
Среди людей есть такие, которые говорят: "Мы уверовали в Аллаха и в Судный День". Но они - не верующие. Они тщатся обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, но не разумеют этого. В их сердцах - порок... Аллах же увеличивает их порок. Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали.
(Сура "Аль-Бакара", 2: 8/10)
Искренность - основа веры в Аллаха. Если человек исполняет предписания веры без должного желания, в силу привычки или лености, или, не желая столкнуться с негативной реакцией окружающих, то этим он обманывает и, наносит вред лишь себе и уж никоим образом не может рассчитывать на обретение Благословения Аллаха. В Коране Аллах предупреждает людей о том, что "поклонение" неискренних людей не будет принято Им:
Тому, чтобы были зачтены их пожертвования [в борьбе во Имя Аллаха], препятствует то, что они не верят в Аллаха и Его Посланника, совершают молитву нехотя и делают пожертвования [во Имя Аллаха] не по доброй воле.
(Сура "АтТауба", 9:54)
Далекие от искренности веры люди, растрачивающие свою жизнь в погоне за мирскими благами, придумывают бесконечное множество оправданий, чтобы избежать выполнения своих обязанностей перед Аллахом. В юности, в годы учебы в университете или вступая в рабочую жизнь, во время развлечений, летом или зимой, став родителями и уже в преклонном возрасте, в горе или в радости - словом всю свою жизнь они находят для себя мнимые оправдания, которые якобы не позволяют им выполнять волю Аллаха и поклоняться Ему. В дальнейшем мы более подробно рассмотрим примеры "оправданий" из повседневной жизни, которые люди часто приводят в подобных случаях. Самое главное здесь - четко понять, что на земле не существует никаких препятствий, которые могли бы помешать человеку исполнять предписания и повеления Всевышнего Аллаха. Если человек и находит подобные препятствия, то это является лишь показателем его неискренности и безволия.
Человек, осознающий, что Аллах каждый миг господствует надо всем сущим, каждый миг ближе к каждому из нас, чем шейная артерия и знает, видит и слышит абсолютно все, что происходит - открытое и тайное,- не сможет допустить неискренности в поклонении Господу. Даже если искренний человек и захочет найти себе какое-либо оправдание, то он не может не понимать, что Аллах сведущ о каждой мысли человека, даже той, что еще только возникла в его сердце, Он ведал о ней еще даже до того, как она зародилась, знает все о сомнениях того человека, который неохотно поклоняется Ему и любая неискренность непременно получит свое воздаяние. Кроме того, подобный самообман не принесет человеку никакой выгоды, а, напротив, станет причиной колоссальных страданий. Человек разумеющий ни при каких условиях не променяет Благоволение Аллаха на что-либо иное, так как его твердой вере не присуща слабость или недостатки. Он, несомненно, искренен в вере.
Люди же, у которых "в сердцах порок", хотя и не отрицают Аллаха в открытой форме, но некая степень слабости веры в их душах все же присутствует, то есть вера их зависит от определенных условий. При первом же случае, когда предписания веры войдут в противоречие с устремлениями или интересами их естества, они предпочтут "забыть" о повелениях Всевышнего, при этом все же пытаются успокоить свою душу, исполняя некоторые из повелений Аллаха в то время, когда они не "мешают" их положению и даются им без особых усилий.
Такие люди даже не догадываются о том, в какое заблуждение они себя вводят. Если вы не хотите так же, как эти люди, попасть в положение неискренних перед Аллахом, будьте бдительны и не поддавайтесь самообману. Если вы ощущаете недостаток знаний, то помните, что главным источником познания нашего Господа является чтение Корана, ибо Аллах очень ясно изложил каждому из Своих рабов о Себе в Своей Откровении. Таким образом, вы сможете осознать Могущество Аллаха и стать искренне благочестивым, обладающим чистотой веры. Но если вы будете судить о религии Аллаха и о Нем с невежественной точки зрения, то вы рискуете совершить ошибки, раскаяние в которых может оказаться бесполезным. Помните, обрести вечное спасение можно лишь через искреннюю веру и поклонение Аллаху.
Искреннее благочестие возможно лишь с твердой верой в иную, вечную жизнь
Мы уже говорили о том, что человеку свойственно проводить свою жизнь в стремлении к удовлетворению бесконечных прихотей своего естества, в погоне за пустыми ценностями этого мира, не внимая повелениям и запретам Аллаха, не думая об истинной цели своего сотворения и о том, что после смерти каждый человек будет воскрешен и спрошен за все свои деяния, и всем нам воздастся соответственно за каждое из них. Человеческому естеству свойственно пытаться заглушить голос совести, избирая путь самообмана и забывая о существовании иной, вечной жизни. Для того, чтобы отстраниться от этой истины, он готов даже принять заведомо ошибочные представления, к примеру такое популярное в последнее время увлечение как реинкарнация, согласно которой в мире существует бесконечная цепь переселения души в различные жизненные формы и продолжение ее существования в роли другого существа, в другом времени, образе и месте. Широкое распространение глубоко ошибочной веры в реинкарнацию во многом обуславливается именно тем, что люди, осведомленные о наказании за их неблаговидные поступки, в силу слабости духа и подсознательного страха, не могут смириться с этой реальностью. Возможно, поэтому, несмотря на отсутствие каких-либо оснований для подобного верования, люди с радостью соглашаются принять подобный ошибочный путь.
Люди, пытавшиеся обмануть себя подобными способами и отстраниться от веры в вечную жизнь, существовали на всех этапах истории человечества. К примеру, Всевышний приводит нам в Коране назидательные примеры, когда даже перед лицом очевидной истины люди были далеки от разума и элементарной логики:
Они спрашивают: "Неужели мы вернемся в свое прежнее состояние воскрешены будем , тогда как мы были уже истлевшими костями в могиле?"
Они говорят тогда: "В таком случае возвращение будет убытком".
(Сура "Ан Нази'ат", 79:10/12)
Как видно из вышеприведенного айата, люди, отвергающие иной мир и истину воскрешения, в душе осознают, что воскрешение не принесет им благоденствия. Таким образом, они пытаются, насколько возможно, не думать об этой истине, пускаясь в демагогические рассуждения в попытках заставить себя забыть и не думать о ней. В одном из айатов Корана рассказывается о неверующих, которые могут объяснить окружающим их людям ответы на все свои вопросы, но, тем не менее, бессильны найти ответ на самый главный для них вопрос:
И приводит он притчи, забыв о том, Кем сотворен, и говорит: "Кто же оживит сгнившие-истлевшие кости?". Отвечай, [Мухаммад]: "Oживит их Тот, Кто создал их в первый раз, ибо Он Сведущ в любом творении".
(Сура "Йа-Син", 36:78/79)
Логика людей, выбравших путь самообмана, проявляется во всех сферах жизни. Человек, который заставил себя поверить, что не существует ни Рая, ни Ада, ни Судного Дня не знает никаких пределов в жизни, ибо одной из причин, которая сдерживает и останавливает человека от совершения бесчестья является вера в то, что в иной мире им предстоит получить воздаяние за каждое из них. Но если человек убедит себя, что жизни после смерти нет, то он не будет придавать какого-либо значения будущему воздаянию и пренебрегать неизбежной ответственностью за содеянное. Только люди, уверовавшие в иную, истинную жизнь, способны понять, что всякого рода самообман и уклонение от истины в этом мире могут закончиться плачевно в мире ином.
Каждый из нас, немного задумавшись, понимает, что ничто в окружающем нас мире, включая нас самих, не могло возникнуть по воле случая, но сотворено с Беспредельной Мудростью и Могуществом Аллаха, свершается только по Его предопределению и Воле. Кроме того, совершенно очевидно из приведенных выше айатов, что сотворение иной жизни также легко для Всевышнего Аллаха, ясно и то, что иной мир, в котором всем воздастся за содеянное - будет обителью проявления Наивысшей Справедливости Аллаха. Будьте бдительны и не вводите себя в заблуждение, не идите путем самообмана, чтобы в загробной жизни не пришлось испытывать бесконечное сожаление о содеянном, которое уже не принесет никакой пользы.
Искренние люди не следуют внушениям сатаны
Очень многие люди воспринимают сатану совсем не таким, каким он является в действительности. Они воспроизводят в своем сознании его образ по подобию описаний кого-нибудь из людей, либо под впечатлением увиденного в кинофильмах мифического существа. Некоторые же полагают, что сатана - некая независимая от Аллаха сила - да простит нас Всевышний за эти слова - и в своем восприятии невероятно преувеличивают его возможности. Другие же, наоборот, скептически относясь к факту существования сатаны, не принимают его всерьез: даже если они и допускают его существование, то не могут допустить мысли, что сатана способен оказывать на них какое-либо воздействие. Оба эти представления основываются лишь на догадках и не имеют под собой никаких достоверных подтверждений. Полные и достоверные сведения по этому, как и по всем другим вопросам можно почерпнуть из Книги Истины Аллаха - Священного Корана.
В Коране сообщается, что сатана, вопреки мнению многих людей, не обладает никакой самостоятельной силой. Это - сущность, сотворенная Аллахом и находящаяся в полной Власти Всевышнего. Все, что он совершает на земле, осуществляется только по Воле Аллаха. После того, как сатана был изгнан из числа ангелов, приближенных к Аллаху, он попросил у Всевышнего отсрочку в наказании до наступления Судного Дня. В Коране подробно описывается, как был изгнан сатана и о какой отсрочке просил он у Всевышнего Создателя:
[Сказал Аллах:] "Воистину, Мы сотворили вас [сначала], потом придали вам облик.
Потом Мы сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму." Они поклонились, кроме Иблиса, который не был в числе поклонившихся.
Спросил Аллах : "Что помешало тебе совершить поклон, когда Я повелел тебе?"
[Иблис] ответил: "Я - лучше его: Ты сотворил меня из огня, а его - из глины".
[Аллах] сказал: "Низвергнись отсюда! Негоже тебе кичиться здесь. Изыди, ибо ты - из числа презренных".
Иблис [сказал]: "Дай мне отсрочку до того дня, когда будут воскрешены люди".
[Аллах] сказал: "Воистину, ты среди получивших отсрочку".
[Иблис] сказал: "Раз так, за то, что Ты отвратил меня [от Пути Истины], я засяду против них [буду мешать людям следовать] на Твоем Прямом Пути. Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинства из них благодарными [Тебе]".
[Аллах] сказал: "Изыди из Рая униженным, опозоренным! Тех, кто последует за тобой, Я наполню вами Ад".
(Сура "Аль А'раф",7:11/18)
Сатана, осужденный на вечные мучения, после изгнания из числа ангелов, приближенных к Аллаху, поклялся сбивать все людей с Пути Истинного и начал свои тайные деяния. Аллах сотворил сатану как один из способов испытания для людей, через деяния которого люди могут увидеть тех, кто стоек в вере и поклонении Всевышнему, и тех, кто не верен своему Господу. Уловки, коварные игры и планы сатаны распространяются на всех людей, проходящих мирское испытание. Сатана будет пытаться ввести в заблуждение всех и каждого, без исключения. Никто из людей не может быть уверен, что влияние Иблиса не коснется и его. Человек, осведомленный об этой опасности, будет чрезвычайно внимателен и сможет почувствовать даже самые невидимые сети сатаны. Проклятый Всевышним Иблис не может оказать никакого воздействия на преданных рабов Аллаха, ибо они никогда не забывают о намерении сатаны сбить их с Пути Истинного и бдительны ко всем его попыткам воздействовать на них. Но если человек считает себя избавленным и далеким от козней лукавого, то он глубоко заблуждается и с легкостью может попасть в его подчас невидимые сети.
Коварное воздействие сатаны проявляется в любом месте. Человек может столкнуться с ним каждый миг своей жизни и совершить ошибку. И если он не обладает искренностью в вере, пагубное воздействие сатаны может распространиться на всю оставшуюся жизнь человека, ввергнуть его на путь, заканчивающийся в Огне Ада, что как раз и является целью сатаны: чтобы как можно большее число людей проявляли неповиновение Всевышнему Господу и в итоге оказались бы ввергнутыми в пучину нескончаемых мук. Он не оставляет человека, пока не добьется своей цели. Все его козни и уловки, от мала до велика, беспрерывные попытки найти слабость в человеке, затуманить его разум и лишить веры, свершаются с одной только целью - увлечь вместе собой в Ад как можно больше людей. В одном из айатов Корана Аллах предупреждает людей о враждебности деяний сатаны:
Воистину, шайтан - ваш враг и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями пылающего огня.
(Сура "Фатыр", 35:6)
Аллах указывает нам на серьезную опасность в этом айате, сатана достиг своей нечестивой цели в отношении огромного множества людей, живших до нас, - тех, кто не уверовал в Аллаха. Как раз об этой ситуации упоминается в айате:
Истинно, Иблис осуществил на них свое обещанное наущение, и они последовали за ним, кроме немногих из верующих. Тогда как у него не было над ними никакой власти заставить их что-либо сделать , [а Мы дозволили ему это], дабы разделить тех, кто верует в будущую жизнь, и тех, кто в сомнении. Господь твой - ведает все сущее и хранитель всякой вещи.
(Сура "Саба", 34:20/21)
Здесь следует особо заметить: Аллах сообщает нам в Коране, что уловки сатаны очень слабы. (Сура "Ан Ниса'", 4:76). Как видно из вышеприведенного айата, сатана бессилен заставить кого-либо из людей совершить то или иное деяние, не может принудить его к неправедным поступкам, он не обладает такой силой, а лишь призывает людей к бесчестью, а те, кто отрицают иную жизнь, чья вера неискрення, следуя его призыву, сами ввергают себя в вечные муки. В одном из айатов сказано о том, что в иной жизни и сам сатана признает свое бессилие:
И сказал шайтан, когда дело уже свершилось: "Воистину, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я обманул вас, так как у меня не было власти заставить вас. Я только позвал вас, вы последовали мне. Так теперь порицайте не меня, а самих себя. Я не могу прийти к вам на помощь, а вы не можете спасти меня. Я не причастен к тому, что вы прежде поклонялись мне [наряду с Аллахом]". Воистину, нечестивцам уготовано мучительное наказание.
(Сура "Ибрахим", 14:22)
Видение уловок сатаны, учитывая их слабость, а следовательно и избавление от его наущений и внушений также не представляет никакой сложности. Аллах в Коране показал людям путь, помогающий избежать сатанинских искушений:
А если шайтан подвергнет тебя искушению, то тотчас проси прибежища у Аллаха, ибо Он - Слышащий, Знающий. Воистину, если Богобоязненным предстанет наваждение от шайтана, то они сначала подумают [поминают и думают об Аллахе], и тогда открывается им смысл искушения.
(Сура "Аль А'раф", 7:200/201)
Как мы видим из вышеприведенного айата, влияние сатаны на уверовавших людей невозможно. Путь к избавлению от наущений сатаны лежит, прежде всего, через искреннее обращение к Аллаху, обладающего Беспредельной Мощью и Милостью, и размышление над Его знамениями. Человек, способный мыслить непредвзято с открытым сердцем и разумом будет очень внимательным по отношению к попыткам сатаны ввести его в заблуждение. Он не попадет в ловушку, подстроенную сатаной, но, наоборот, благодаря своей твердой вере и преданности Аллаху сумеет расстроить планы лукавого.
Однако большинство людей не осведомлены о существовании подобных опасностей и не знают о необходимости обращаться к Аллаху за помощью от наущений сатаны. Поэтому нечестивому сатане нетрудно тайно приблизиться к ним и навязать их душе свои наущения, с легкостью одолевая людей, пребывающих в неведении. Главной причиной, по которой многие прекрасно осведомленные об истине люди вводят себя в заблуждение, является их внимание к наущениям сатаны и следование по пути, к которому он призывает. Как же сатане удается ввести в заблуждение большое количество людей, осведомленных об истине, и побудить их к совершению необдуманных поступков? Как он внушает им заблуждения и ввергает людей на неверный путь, концом которого будет Ад?
Мы предоставим вниманию читателя несколько назидательных ситуаций, показывающих состояние заблудших людей и те оправдания своим деяниям, которые они пытаются выдвигать для себя, находя их вполне разумными. Особое внимание будет уделено тому, каким образом сатана убеждает и обольщает людей. Помните, что каждый человек должен проявлять стойкость в противостоянии его коварным уловкам.
Сатана внушает людям причины и оправдания
Сатана применяет всевозможные уловки для того, чтобы помешать людям придерживаться принципов высокой морали, предписанной Кораном, отвернуть их от Пути Аллаха, отдалить от выполнения Его повелений. Пример подобной тактики - измышление всевозможных причин и "оправданий" для невыполнения предписаний Аллаха. Происходит это примерно так. Когда сатана вводит человека в заблуждение, он внушает ему и убеждение, что действия и поступки человека является якобы самым разумным и правильным. К примеру, молодой человек, знающий о том, что Всевышний предписал каждому человеку совершение намаза и иных повелений, выдумывая себе тысячи оправданий, начинает говорить, что у него еще вся жизнь впереди, чтобы успеть выполнить все свои обязанности перед Господом, на сегодняшний день у него нет времени для выполнения всех предписаний Аллаха, якобы условия его жизни не позволяют ему совершать намаз, так он весь день проводит на улице, в школе, на работе, да и друзья могут его не понять. Если человек не обладает сильной и искренней верой, он в итоге он с легкостью может попасться на уловки сатаны. Но сатана не останавливается на достигнутом и продолжает свое преследование. Он, как мы упоминали ранее, не успокоится, пока не введет человека в Ад. Наряду с тем он внушает человеку якобы разумность и оправданность совершаемых им неправедных поступков. В итоге человек, не поклоняющийся Аллаху, обретает совершенную уверенность, что на то есть разумные причины и считает свое поведение единственно правильным.
Однако совесть, сотворенная Всевышним в душе каждого человека, никогда не умолкает и человек, пусть даже не признаваясь открыто, в душе осознает необходимость служения Аллаху, сотворившего его. Но, следуя наущениям сатаны, заставляет себя поверить в то, что на данный момент это служение Аллаху не является необходимым для него. Совесть человека подсказывает ему, что он должен совершать для служения своему Господу, и он знает об этом, но беспрерывные изыскания оправданий уводят его в глубокое заблуждение, заставляя поверить в правильность неправедного.
Аллах в Коране привел немало примеров историй людей, внимающих наущениям Сатаны и отдаляющихся от искренности. Некоторые из историй связаны с людьми, жившими во времена нашего Пророка, с.а.с, вера которых была слаба и лишена искренности. Обстоятельства того времени требовали вступления в войну для защиты веры, ниспосланной Всевышним и, согласно предписаниям Корана, Пророк наш Мухаммад, с.а.с. отстаивая правое дело, призвал верующих выйти в сражение. Но те, у кого, как сказано в одном из айатов Корана, "порок в сердце", выдумывали различные причины и "оправдания" для того, чтобы не принимать участия в битвах:
То, что постигло вас, когда встретились две рати [при Ухуде], свершилось по Воле Аллаха для того, чтобы разделить верующих и обнаружить тех, которые лицемерили. Им было сказано: "Придите и сражайтесь во Имя Аллаха или же обороняйтесь". Они ответили: " Если бы мы умели сражаться, то мы, конечно же, последовали бы за вами". В тот день они были ближе к неверию, чем к вере. Они говорят устами то, чего нет в сердцах, но ведь Аллах ведает о том, что они скрывают.
(Сура "Аль 'Имран", 3:166/167)
Очевидно, что подобные люди попали под влияние сатаны. Они были свидетелями призывов Пророка, с.а.с, прекрасно осознавали то, что им следует делать, знали предписания Аллаха, но сильная привязанность к обманчивым красотам этого мира затуманила из разум и привела в сети сатаны. Зная о том, что Коран предписывает защищать верующих, они старались убедить других, что не сведущи об этом повелении. Другая часть этих людей, пытаясь бежать с поля боя, воззвала к Пророку, с.а.с., со словами:
"Нас удержали [от похода] наше имущество и наши семьи. Посему проси прощения для нас [у Аллаха]"
(Сура "Аль Фатх", 48:11).
Эти высказывания продиктованы влиянием сатаны, завладевшего нечуткими сердцами. Ведь только откровенно бессовестные люди могут быть озабочены личными проблемами, в то время как жизнь их уверовавших братьев и сестер находится в опасности.
Несмотря на то, что все люди, упомянутые в айате, очень хорошо знали, что они должны делать, дабы соблюсти предписание Всевышнего и получить Его Одобрение они, осознавая свою неискренность, осмелились обратиться к Пророку Мухаммаду, с.а.с, чтобы тот просил у Аллаха прощения за них, пытаясь тем самым хотя бы на словах, успокоить свою совесть. Они настолько убедили себя в действенности придуманных оправданий, что спустя некоторое время стали даже радоваться своему бесчестию и придуманному обману:
Оставшиеся на своих местах радовались тому, что сидят в тылу Посланника Аллаха, так как им было ненавистно бороться во Имя Аллаха, жертвуя своим имуществом и жизнью, и они говорили:"Не выступайте в битву в такую жару".
Скажи им [Мухаммад]: "Жар Адского огня еще сильнее". О, если бы они разумели!
(Сура "Ат Тауба", 9:81)
Сатана во все времена пытался внушить людям, будь то современникам Пророка, с.а.с, или людям, живущим сегодня причины для оправдания своего ослушания Аллаха, он будет пытаться придумать их в наши дни любые уловки, соответствующие условиям времени, дабы ввести людей в заблуждение. Ибо сатана, будучи частью мирского испытания, очень хорошо осведомлен обо всех слабостях человека. В сферу его влияния могут попасть все люди: ученые и мыслители, руководители любых рангов и люди из народа, деятели искусств, иными словами, представители всех социальных слоев общества. Сатана знает подход к любому из этих людей.
Но есть люди, на которых сатана не в силах оказать какое-либо влияние: это, как сообщает Аллах в Коране, - праведные мусульмане. Причиной тому является высшая степень богобоязненности искренне верующих, ведь они с душевным трепетом страшатся оказаться среди тех, кому уготован вечный Ад, а потому стремятся проявлять бдительность и ум в отношении коварных действий сатаны. Благодаря вере в Аллаха, они наделены сильной волей, трезвым умом и чистой совестью.
Все тактики сатаны, о которых мы говорили до сих пор, обращены к каждому из людей, то есть и вы также подвержены опасности коварных наущений сатаны. Зная об этом, будьте бдительны, уверуйте в Волю Всевышнего всей душой и не поддавайтесь на козни сатаны. Не забывайте, он подстерегает вас в засаде повсюду и, дождавшись удобного случая, делает все, для того, чтобы увлечь вас вслед за собой в вечный Огонь Ада. Найдя малейший повод, он тотчас же пускает в действие свои методы внушения. Не давайте сатане этой возможности! Он будет нашептывать вам тысячи различных причин, дабы сбить вас с Пути Аллаха, воспрепятствовать вам поклоняться Ему. Более того, он будет пытаться внушить вам якобы законность и бесспорную правоту всех оправданий. Таким образом, он попытается обеспечить вас всеми способами, посредством которых вы сами введете себя в заблуждение. Не забывайте, что вы способны распознать уловки сатаны, опираясь на свою совесть, и можете избавиться от его влияния при помощи своей воли. В этом мире ни одно дело не должно быть для вас более срочным и важным, чем спасение своей души от вечных мук Ада! Поэтому не идите на поводу у сатаны, принимая оправдания, которые он вам внушает, и вы оградите себя от заблуждения. Ведь в Судный День ни одно из этих оправданий не будет принято, более того, как сообщается в айатах, человеку не будет дано даже возможности высказать их.
Истина такова, будьте внимательны и помните об этом всегда! Никогда не обманывайте себя, выдвигая оправдания своей нерадивости и неискренности в служении Всевышнему Аллаху.
Сатана занимает человека пустыми и бесполезными делами
Одним из примеров тактики, применяемой сатаной для того, чтобы ввести человека в заблуждение, является вовлечение его в выполнение бесполезных дел. Для этого он показывает человеку украшенными и заманчивыми самые бессмысленные и греховные деяния, завлекая внешним блеском. Люди, поддавшиеся соблазнам сатаны, живут в постоянной гонке за мирскими выгодами. Увлекшись же такими делами, они совсем забывают о том, что наступит день, когда к ним придет смерть и они предстанут перед Аллахом для расплаты за мирскую жизнь. Их дни и годы проходят в постоянном желании обрести все новые бренные мирские блага, выгоды, повышение по служебной лестнице, накопления богатства и т.п. Как мы и говорили в начале книги, вся их жизнь проходит в стремлении к лучшей работе, большему заработку и мечтам об обеспеченном и спокойном будущем.
Однако очевидно, сколь великим заблуждением является построение долгосрочных планов, ведь человек не имеет никакой гарантии того, проживет ли он еще одну минуту, ему неизвестно, где и при каких обстоятельствах он умрет.
Но большинство людей заставили себя поверить, что их образ жизни самый правильный и не может быть иным. Для того чтобы успокоить себя, они не думают о вопросах, затронутых в данной книге, упорно и сознательно вводя себя в заблуждение все глубже. Такие люди, ставя перед собой какую-либо цель, начинают думать, что она едва ли не самая главная в их жизни. К примеру, главная цель секретаря-референта - помнить расписание собраний своего шефа, ученика - получить самую высокую оценку на экзамене, лавочника - продать как можно больше товара, бизнесмена - заключить еще более выгодную сделку, спортсмена - завоевать наивысшую награду в своей категории, эстрадного певца - добиться популярности среди большего числа слушателей, молодой девушки, отправляющейся на вечеринку, - появиться перед друзьями в самом красивом платье, старшеклассника - подружиться с самой красивой ученицей в школе, студента - стать самым культурным и образованным в среде своих друзей, переводчика - использовать самые точные слова, писателя - писать свои труды самым изысканным литературным стилем. Конечно же, вполне нормально желание человека добиться вершин в своем деле, но эти цели никак не могут быть главными в его жизни. И уж никак не могут они быть более важными, чем стремление человека заслужить Одобрение Аллаха, став служителем, достойным Его Рая.
Если человек введет себя в заблуждение и, проигнорировав истины, будет жить, полагая, что единственная цель его существования на этой земле является погоня за мирскими выгодами, то после смерти ему останутся лишь вечные, горькие раскаяния в содеянном. До наступления мига смерти он полагал, что самым ценным для него в жизни были его дом, офис, машина, диплом об образовании, шикарная одежда, достойные друзья, родные и коллеги. Но то, что все эти блага являются лишь частью мимолетного мирского испытания, он осознает только тогда, когда перед ним предстанут ангелы смерти. Чувство безысходности и раскаяния, постигающие грешника в День Господнего Суда столь велики, что никакие слова не способны их передать. Итогом же этого Дня для одних станет вечный Рай, как место награды и безграничной благодати, для других же - Ад, обитель невыносимых и непрекращающихся душевных и телесных мук.
В День Господнего Суда ценность будут иметь лишь те деяния, которые совершались со всей искренностью во имя служения Довольствию Аллаха. Но человек, о котором идет речь, никогда не успевал занять себя подобными делами, мирские заботы отнимали все его время, ему "некогда" было упорствовать в служении Господу. Так что только в момент смерти он сможет ясно оценить бесполезность и бессмысленность всех тех вещей, которым посвятил свою жизнь, на которые растратил свои силы. Пожалуй, если быть честными до конца, то все эти истины никогда и не были для него тайной. Неусыпная совесть мучила его напоминаниями, но он усердно избегал их, своими руками готовя себе вечную участь. В одном из айатов Аллах дает нам знать о состоянии этих людей:
"…шайтан представил им их деяния в свете обманчивом и отвратил их с пути, тогда как могли они видеть [истину] "
(Сура "Аль Анкабут", 29:38).
Да, эти люди были прекрасно осведомлены об истине, но, несмотря на дарованный им разум, они поддались уловкам сатаны, израсходовав свою жизнь впустую.
Запоздалое признание совершенных ошибок уже ничем не поможет человеку. Об этом Аллах ясно сообщил нам в Коране:
Когда придет [Приказ] Господа твоего и ангелы выстроятся рядами, в тот День приблизят Ад, тогда человек задумается и вспомнит [свои злые деяния]. Но что пользы от воспоминаний тогда?
Он воскликнет: "О, если бы я хоть что-нибудь приберег для этой жизни моей!" В тот День никто не покарает его так, как карает Аллах , и никто не наложит таких пут, как Он.
(Сура "Аль Фаджр", 89: 22/26)
Для того чтобы не оказаться в числе тех, кто в горьком страдании будет вечно стенать "о, если бы!", умоляя о прощении, каждому из нас должно не откладывая ни на минуту задуматься над истинной целью своего существования и оценить, насколько соответствуют ей наши деяния. Будьте бдительны и не оправдывайте, не жалейте себя и не утешайте наивным самообманом, внушая себе, что все ваши бессмысленные, пустые и суетные хлопоты чрезвычайно важны и необходимы. Это касается всей вашей жизни, ее каждодневных забот и сует. Вы, несомненно, тратите немало усилий для достижения тех или иных материальных и духовных высот, но вашей главной целью на пути к ним должно быть служение Одобрению Аллаха. Если вы не видите Благословения Аллаха в каком-либо деле и понимаете, что оно не принесет вам в ином мире пользы, немедленно бросайте его. Напротив, стремитесь к тем делам, в которых вы видите пользу и добро. Голос совести лучшим образом поможет вам определить эту разницу. Обязательно прислушивайтесь к нему и будьте внимательны, ведь сатана всегда рядом и показывает вам украшенными пустые, обманчивые прелести бренной жизни, пусть же не введет он вас в заблуждение.
Сатана дает лишь лживые обещания
Для того чтобы сбить людей с Пути Аллаха, сатана не ограничивается лишь приукрашиванием пустых бесполезных дел. Он способен внушать сомневающейся душе все, что она желает. Аллах предупреждает нас в Коране о подобных уловках сатаны:
[Шайтан] обещает им и возбуждает в них несбыточные мечты. Но обещания шайтана не что иное, как обольщение.
(Сура "Ан Ниса'а", 4:120)
Люди, попавшие под влияние сатаны, беспечно полагают, что впереди их ожидает еще долгая жизнь, строят долгосрочные планы. Они так далеки от мыслей о Довольствии Аллаха, всецело увлекшись мечтой достигнуть определенных земных выгод, богатства, власти или карьеры. Аллах в одном из айатов Корана указывает, что представляемые сатаной "идеалы" являются не чем иным, как иллюзией и обманом:
Воистину, тех, которые обратились вспять после того, как стала ясной им Истина, шайтан совратил и породил в них пустые надежды.
(Сура "Мухаммад", 47:25)
Каждый человек, в зависимости от условий жизни и положения, строит тысячи долгосрочных планов и проектов. Безусловно, цели и мечтания представителей различных социальных слоев общества различны между собой, и все же у них одна главная общая черта - направленность на этот бренный мир. К примеру, мечтой для бизнесмена является приобретение огромной фабрики. После ее покупки он уже нацелен на распространение производимых им товаров по всему миру. Для артиста идеалом является широкая известность в своей стране, любовь и уважение публики, похвала его таланту. Достигнув известности в стране, он уже видит себя в лучах всемирной славы и поклонения. Для разных людей можно привести огромное множество подобных примеров. Они тратят неимоверные усилия для осуществления поставленных перед собой задач. Если понадобится, они готовы пойти на любое самопожертвование, столкнуться с немалым количеством трудностей, для достижения своей мечты об успехе они будут упорны в преодолении всякого рода препятствий.
Но есть ли в их распоряжении столь длинная жизнь, чтобы они смогли выполнить все эти задачи? Вот о чем необходимо, прежде всего, подумать каждому человеку, ибо ни у кого из нас нет гарантии, что мы успеем осуществить хотя бы один из намеченных планов. Тогда знаем точно лишь то, что смерть непременно придет, придет к каждому из нас. Но, несмотря на это, у иных людей нет никаких мыслей о будущей, вечной жизни, они не делают к ней никаких приготовлений. Вся их нынешняя жизнь посвящена достижению мирских идеалов. Мало того, они вовсе не задумываются о том, что с приходом смерти их планы останутся не осуществленными. Вот где видна работа сатаны, который, как было описано в айате, "обнадеживает" людей обещаниями, поверив коим они всю свою жизнь истратили на пустое. Вместо того чтобы проводить жизнь в погоне за далекими, несбыточными мирскими целями, человеку должно задуматься о том, что в День Суда он предстанет перед Аллахом, и будет отвечать за все свои поступки, поэтому уже сейчас, не откладывая ни на минуту необходимо направить свою жизнь по пути, указанному Всевышним в Коране. В противном случае неподготовленность к жизни иной, упущенный мирской срок постижения истины может навсегда лишить вас возможности удостоится вечного Рая Аллаха. Человек же, лишенный права на Рай, непременно попадет в Ад, между ними нет альтернативы. В вечной жизни он будет горько сожалеть о том, что потратил срок мирской жизни, предоставленный ему Аллахом, на столь бессмысленные и пустые деяния. В тот День ему будет сказано:
...Разве Мы не даровали столько жизни с тем, чтобы опомнился тот, кто способен был уразуметь?..
(Сура "Фатыр", 35:37)
Как сказано в айате, каждому человеку было дано достаточно времени - целая жизнь, чтобы суметь обдумать свое предназначение и услышать голос своей совести. И сколько бы ни старался сатана сбить его с пути, у человека всегда есть возможность услышать этот голос и пойти по Прямому Пути, предписанному Аллахом. Единственной дорогой к Нему является искренняя вера. В Коране сообщается нам, что люди, всей душой стремящиеся к Аллаху, никогда не попадут в сети козней сатаны и смогут распознать все его уловки, ибо не возымеет он над ними никакой силы:
Соблазняй своим гласом тех их них, кого сможешь, пусти против них всю твою конницу и пехоту, дели с ними их богатство и детей и давай им многие обещания. Но обещает шайтан только для обмана. Нет, поистине, у тебя власти над Моими рабами, и только твой Господь - Покровитель их.
(Сура "Аль Исра'а", 17: 64/65)
Не будьте беспечны и не позволяйте сатане заставить вас метаться в погоне за мирскими выгодами, добиваясь осуществления долгосрочных мирских целей, забыв при этом о приготовлениях к вечной жизни. Не впадайте в заблуждение, убеждая себя в том, что, следуя своим корыстным интересам и выгодам вы вершите добрые дела. Вы должны Вашему Господу исполнять Его повеление и не забывать о Нем ни на миг:
О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть каждый человек обратит свой взор на то, что он приготовил для себя к будущей жизни. Страшитесь же Аллаха, ибо Аллах ведает о том, что вы делаете. Не уподобляйтесь тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они-то и есть грешники.
(Сура "Аль Хашр", 59:18/19)
(Харун Яхья книги ЗАЧЕМ ТЫ ВВОДИШЬ СЕБЯ
В ЗАБЛУЖДЕНИЕ?)