Помещаю текст, в котором нашла отражение, вероятно, моя самая "крамольная" идея. Задача для меня все та же - совместить истину, в ее общепринятом смысле, и, разумеется, в том виде, в каком она мне становится понятной, с верой в Бога... - Авт.
То, что будет написано ниже, передумано мной не раз и пропущено через душу. «Ты опять замахнулся на что-то очень важное в христианстве?» Да. «Гордыня тебя обуяла. Кто ты такой? Святой? Или ты имеешь сан духовный, чтобы ставить такие вопросы?» Я не святой. И сана духовного не имею; я простой православный мирянин, возможно, самый грешный из всех, здесь присутствующих. «Нет в тебе страха Божьего.» Есть во мне страх Божий. Очень я боюсь огорчить Его чем-нибудь. И еще – сильно я страшусь ошибиться...
И положили Его в пещеру, а вход закрыли камнем тяжелым. И воскрес Он на третий день, как и предсказывал. И после предстал перед учениками, и говорил с ними. А потом вознесся на Небо, сказав, что придет во второй раз, чтобы судить род людской. И осиротели ученики Его, и страшно им стало без Учителя своего и пастыря доброго. А Он не забыл их и наставлял с Небес. На пятидесятый день от смерти Его случилось чудо. Спустился на учеников, когда они собрались вместе, Дух Святой. И вещали они языками неизвестными. С тех пор не покидал их Святой Дух и руководил ими.
Прошло какое-то время. И разошлась часть ближайших учеников Его – апостолов в разные концы света проповедовать благую весть о том, что приблизилось Царство Небесное, и что приходил Мессия – Иисус Христос, победивший смерть, и что все, уверовавшие в Него, обретут жизнь вечную.
И вот я, грешный, спрашиваю вас: братья и сестры мои, то Откровение Великое, людям Отцом Небесным переданное через Спасителя нашего Иисуса Христа, все ли Откровение то понято было учениками и другими первыми последователями Его, все ли усвоено разумом и сердцем их человеческим, несовершенным? Или часть его какая-то прошла мимо них и, покинув землю, снова вернулась к Отцу Небесному? Ведь гневался же Спаситель на учеников своих за непонятливость их. Возможно, подобное? – спрашивает человеческий ум мой. Возможно, - отвечает такой же чей-то ум. А коли так, кто, скажите мне, готов на себя взять ответственность и заявить, что Откровение Создателя имеет предел во времени земном, и что Отец Небесный и сейчас не желает поделиться Премудростью своей с людьми? Но, готовы ли они, - вот, где большие сомнения кроются. Так, они и две тысячи лет назад не были готовы принять Откровение. Разве, не правда? Правда. Но, Слава Богу, что мы не все в Его действиях можем объяснить, хотя и пытаемся. Традиция христианская, православная говорит нам, что, если что-то и не поняли ученики из сказанного и показанного им Спасителем, то потом принесено им было все это Духом Святым, и постигли они непонятое, и вместили все, и записано все произошедшее в Евангелиях во всей полноте своей.
Но, меня, грешного, мучает еще один вопрос: если ими, учениками, последователями Христа, людьми, от отцов человеческих матерями человеческими рожденными, все понято было, от Отца Небесного переданное, если и не сразу, то потом еще Духом Святым принесенное, тогда получается, что ученики эти, апостолы и другие последователи, равны стали в Премудрости своей самому Богу? Однако, это противно христианскому пониманию. А зачем тогда, спросите вы, Отец Небесный передал людям свое Откровение, коли они понять его не могут? Неведом нам Замысел Божий. Мы только можем предполагая, утверждать, что даже отчасти понятое Божье Откровение – благо для людей. Конечно, скажите вы, Создатель уж и не знает, сколько дать Откровения Его, чтобы люди усвоить его могли. Да, неужели, отвечу я вам, Отец Небесный , отмеряя Откровение Его, по Любви своей Великой к людям, пожалел бы дать им еще сверх того, что им потребно?
Ну, ладно, а дальше-то что было? А дальше, опять же, по предположению нашему, - святые отцы, Духом Святым просвещенные, и по воле Отца и Сына Его, мудростью, свыше данной, что-то из непонятого познавали и записывали для людей. Но, никто из сегодня живущих, не может утверждать без сомнения, как никто из после Откровения, давно живущих, не утверждал, что все в Откровении Божьем понято, даже и ныне. А сказав «да», мы опять вознесемся в гордыне своей до сравнения с Премудростью Божьей. И вопрос мой дерзкий, и ответ на него, по моему убеждению, не только не противоречит духу и букве христианства, но и открывает перед ним новые исторические и духовные перспективы.
Ведь тогда, цель человеческой истории будет заключаться в бесконечном познании человеком Божьей Премудрости. А также и в том еще, чтобы, следуя путем Любви, указанным Господом, научиться жить ему в соответствии с этой Премудростью. Разве эта цель не прекрасна? Прекрасна! И нет ничего для рода человеческого выше и светлее ее.