Вера без посредников
Они не связывают себя ни с какой религией. Им не нужны храмы и священнослужители. При этом они верующие и их больше миллиарда.
Ученые США подвели итоги глобального исследования мировой религиозности и заявили о новом феномене — верующие без религии. Они — результат протестного голосования тех, кто разочаровался в традиционных культах. В России таких 25 процентов, то есть четверть населения, согласно данным "Атласа религий и национальностей".
Социологи стали замечать их уже с середины 1990-х: в мире обнаружились верующие, не принадлежащие ни к одной из известных религий мира. Сначала это наблюдение показалось курьезом и следствием неграмотно составленных опросных листов. Тогда еще никто не мог представить, что пройдет чуть менее 20 лет и число "верующих без религии" даже в такой традиционно религиозной стране, как США, вплотную приблизится к 15 процентам. Столкнувшись с подобными цифрами, полученными в Америке в ходе Общего социального обследования (General Social Survey), которые к тому же подтвердились опросами других крупнейших социологических центров (Gallup, Pew Research Center), исследователи религии признали: дело не в статистической погрешности. Мир столкнулся с новой реальностью.
Для срочного обсуждения проблемы была созвана конференция в Pew Research Center, где ведущие социологи религии пытались обрисовать профиль "новых нерелигиозных", получивших уже особое наименование — "nones". Один из вариантов перевода этого термина на русский язык — "люди нет" — раскрывает суть явления: нерелигиозных легче всего описывать посредством отрицаний. Эти люди не ходят в церковь, не принадлежат ни к одной из религий, не считают себя вполне атеистами,— словом, они "nones", "никакие". Что на самом деле составляет суть их мировоззрения и что они ценят — сплошная загадка.
Согласно последним данным Pew Research Center, "люди нет" встречаются во всех странах мира, а кое-где (в частности, в России) уже становятся заметной социальной группой. У них сохраняются некие религиозные представления: 30 процентов "никаких" французов и 68 процентов "никаких" американцев верят в Бога, 44 процента "никаких" китайцев совершают богослужения у могил предков. Однако традиционными верующими, а тем более религиозными их не назовешь, хотя бы потому, что они сами на это не согласны.
— В исследовании нашей компании, проведенном в 50-е годы прошлого века, количество "никаких" американцев составляло 0 процентов,— пояснил в своем докладе главный редактор Gallup Фрэнк Ньюпорт.— Буквально: ноль. То есть в те годы каждый американец мог выбрать религиозную принадлежность, отличную от "никакой". Сегодня "никакие" на марше. Однако я хотел бы обратить внимание: мы не зарегистрировали сопутствующих изменений в процентах ответов на другие вопросы, традиционно являющихся индикаторами религиозности. За последние пять лет количество американцев, которые посещают богослужения и считают, что религия играет важную роль в их жизни, почти не изменилось. Это в некотором смысле парадокс.
Сотрудники Gallup полагают, что объяснение парадокса — в новом отношении людей к ярлыкам. Если раньше респонденты по традиции относили себя к какой-либо религии, то теперь эта идентификация перестала быть важной и люди, сохраняя прежние религиозные представления, перестали их как-то обозначать. При этом им вполне комфортно в такой неопределенности.
— В прошлом году непосредственный вопрос: "Вы могли бы сказать, что ищете религию, которая вам подходит?" мы впервые задали "людям нет",— рассказал Грег Смит, директор направления религиозных исследований в США Pew Research Center.— И подавляющее большинство, девять из десяти респондентов, ответили: "Я этого не делаю". Эти люди ничего не ищут, они уже нашли — свое "нет".
Существует уже целый ряд теорий, объясняющих нарастающую популярность отрицательных ответов. Помимо теории от Gallup, сводящей феномен к проблеме ярлыков, есть авторитетная точка зрения профессора Клода Фишера из Калифорнийского университета в Беркли и профессора Майкла Хаута из Нью-Йоркского университета: исследователи связали рост "неопределенных настроений" с политическими предпочтениями американцев. Оказалось, что драматический рост "людей нет" наблюдается только в категории респондентов с либеральными взглядами, тогда как консерваторы хранят верность старым религиям. "Возникновение нового типа нерелигиозных людей может быть отчасти объяснено символической манифестацией против религиозных "правых"",— считают исследователи.
Кроме того, основной костяк "никаких" в развитых странах составляет одно определенное поколение — люди, рожденные между 1966 и 1975 годами. Их предшественники и, что самое интересное, более молодые потомки демонстрируют гораздо больше определенности и традиционализма. Между тем как раз это поколение "никаких" сейчас входит в период политической и экономической зрелости, а значит, будет определять портрет эпохи.
Вероятно, предупреждают исследователи, этот портрет будет размытым. Еще одно из наблюдений связывает высокий уровень "верующих без религии" с оскудением социального капитала. Согласно данным Pew Research Center, отказ от религиозных ярлыков пока не привел к большей открытости и кооперации между людьми, а напротив, повлек за собой рост разобщенности. "Люди нет" в целом более склонны говорить "нет" не только религии и Богу, но и другим людям.
В России, впрочем, все имеет свою специфику. Многие думающие головы не вынесли кульбитов последних 20 лет, за которые страна проделала путь от атеистического государства до оплота мирового православия, и теперь сторонятся всякой религии. Они-то — недовольные, но и небезразличные — и стали отечественными "людьми нет".
(С)Ольга Филина
Журнал "Огонёк", №40 (5300), 14.10.2013
Источник
Цифры
Страны, где больше всего верующих без религии (страна — млн человек)
Китай | 700 680 000 |
Япония | 72 120 000 |
США | 50 980 000 |
Вьетнам | 26 040 000 |
Россия | 23 180 000 |
Южная Корея | 22 350 000 |
Германия | 20 350 000 |
Франция | 17 580 000 |
Северная Корея | 17 350 000 |
Бразилия | 15 410 000 |
Источник: Pew Research Center, декабрь 2012 года