Враждебность человека и Змея - одна из наиболее древних и наиболее распространенных тем мифологии большинства народов.
Отважный Персей убивает ненасытную Медузу Горгону, коварный Змей склоняет простодушного Адама и любознательную Еву к нарушению запрещений, установленных Богом в Эдеме, - примерам нет конца. Стоит присмотреться к ним внимательнее.
Из мифологии Древней Индии известно, что долгое время противниками богов были змеевидные чудовища-асуры - обитатели воздушных сфер. В книге Бытия, первой книге Библии, сообщается, что наказание Змея за обольщение людей заключалось в том, что с момента Божьего проклятия он стал "ходить на брюхе своем". Это утверждение, по-видимому, дает основания считать, что до той поры у Змея был другой способ передвижения. Действительно, палеонтология установила, что предками нынешних змеев были четвероногие рептилии, которые напоминали драконов острова Комодо в Индонезии.
Мифы Древней Индии вспоминают Нагив - огромных змеев, которые живут в подземном царстве. Там они построили себе замечательные дворцы, украшенные золотом и драгоценными камнями. Наги могли изменять вид по желанию и часто появлялись среди людей в человеческом подобии.
Сарматы на своих военных полевых знаках отличия воспроизводили воображаемых драконов: голову чудища делали металлической, тело - из разноцветной шерсти. На ветре это тело извивалось, нагоняя страх на врагов. В древней Греции дракон начал выступать в совсем другом значении. Прежние божества - звери уступили место антропоморфным божествам, и изменение это отражалось в мифах. Например, Геракл убивает гидру, а Аполлон убивает дракона Пифона, который охраняет Дельфы.
С некоторого времени драконы - исключительно враждебные человеку, ненасытные кровожадные чудовища. В персидском эпосе описано, что на борьбу с ними выходит Рустем и побеждает огромную змею, в древненемецком - на бой выходит Зигфрид. Польская легенда рассказывает, что в пещере, на околицах нынешнего Кракова, жил страшный змей, который поедал людей. Этого змея уничтожил Крак весьма оригинальным способом. Он бросил чудовищу на съедение барана, наполненного серой. Змей, чтобы утолить жажду, начал пить воду из Вислы и лопнул, а благодарный народ провозгласил Крака королем. На этом месте теперь стоит город Краков, а исторический холм Вавель напоминает о легенде.
В отечественном эпосе действует змей Горыныч, порождение былинных Сорочинских гор. Он летает на Русь за добычей. Между прочим, похищает родственницу Добрыни Никитовича - Забаву. Богатырь Добрыня едет драться со змеем и после трехдневной битвы побеждает его. В Украине еще и доныне сохранились валы, которые народ сызвека называет Змеиными. По легенде, змей осадил Киев и затребовал от его обитателей дани в виде живых детей. Богатырь Кирилл Кожемяка побеждает змея, запрягает его к мощному плугу и прокладывает борозду вплоть до моря, где обессиленный змей погибает. Очевидно, здесь в поэтической форме говорится о борьбе с хищными ордами кочевников. А валы в действительности построены во времена Киевской Руси для защиты от чужестранцев.
ТУГА́РИН-ЗМЕЙ (также Змеевич) — былинный персонаж, враг Киева, соединяющий черты антропоморфного чудища (подобно Идолищу), мифологич. летающего змея и чужеземного насильника. Его побеждает Алеша Попович.
Согласно некоторым легендам Востока, закутанные в длинные плащи или балахоны люди - это короли-змеи, управляющие древними народами... «Другие были полностью обнажены, и нашему взору открылись мускулистые торсы молодых людей. Глаза их были закрыты. Рот приоткрыт в чуть заметной улыбке, нос резко выдавался вперед. Но самое интересное - чуть выше того места, где у человека начинается нос, у них отчетливо просматривалась некая припухлость, что-то вроде третьего глаза, затянутого тонкой кожей», -рассказывает о людях-динозаврах индейская легенда.