Все ли посты необходимо соблюдать? Что можно и что нельзя употреблять в пищу в тот или иной пост? Как быть, если по состоянию здоровья нельзя поститься? Является ли грехом непостоянное соблюдение постных дней?
Многие церкви разработали огромные календари, где детально расписаны все посты с подробным указанием правил их соблюдения. В храмах совершаются специальные служения, посвященные постам. Сегодня для многих христиан пост стал символом особого благочестия и святости. Многие считают себя настолько грешными, что даже и не пытаются поститься, считая это уделом святых людей.
Хорошо также известно, что дни, предшествующие посту и сразу последующие за ним, отличаются повальным обжорством, нередко и пьянством. На протяжении поста нередко многие предвкушают дни разговения, когда можно будет наконец-то вволю есть и пить все, что душа пожелает. Дни, которые должны быть посвящены особо ревностным молитвам, молитвенным размышлениям, изучению Слова Божьего, часто отданы плотским мыслям. Если же христиане обращаются за советом к священнику, то обычно следует ответ: «Если преобладают плотские мысли и желания, значит, недостаточно умерщвлена плоть, и необходимо пост сделать еще более строгим».
С какой же целью люди постятся? Многие церкви учат, что пост приближает человека к Богу, ибо Господу угодно, когда во имя Его люди подвергают себя неудобствам, тяготам, страданиям, этим они приближаются к Богу и обретают святость.
На моей работе, есть один инженер, который «ревностно» соблюдает все посты и смотрит в рот другим за обедом. Не дай Бог, кто то, ест не постное в пост. Начинаются сразу усмешки с его стороны, подколы (типа: « можно и подавиться, если в пост есть сосиску»), осуждения. Вы скажете: « это просто человек такой?! Не надо, дескать «судить» по одному за всех!» Да, это так - согласен! Но думается не в этом конкретном человеке проблема! Само учение о посте делает из людей подобных персонажей христианского толка.
Сам по себе пост, как традиция, на данный момент очень даже вроде хорошая вещь! Для организма очень полезно «отдыхать» от мясного! Но дело в том, что многие люди воспринимают пост, как подвиг веры, как великое дело в глазах Бога.
Сегодняшний пост очень отличается от Библейского поста!
Исторический фон (в кратком изложении)
Пост означал полный отказ от принятия пищи, а не ограничение в еде. «Закон Моисея» устанавливал как обязательный один день поста в году – Йом-Киппур, или День Искупления, когда в храме приносилась жертва за грехи (хаттат) народа, совершённые по неведению. Он отмечался 10 числа месяца Тишри (середина сентября-октября).
Но благочестивые люди постились чаще. Пост и молитва были частью подготовки к какому-либо очень важному делу или событию.
Библия практически не упоминает ничего о запрещении употреблять тот или иной вид пищи, или о времени года или днях недели, в которые следует поститься. Согласно Священному Писанию, человек сам для себя, если считает нужным, назначает посты, в любые дни, любой продолжительности. Пост, согласно Библии, может представлять собой полный отказ от еды на какой-то срок, или частичный отказ от еды, как мы видим это на примере пророка Даниила, который во время поста не ел вкусного хлеба и мяса и не пил вина. Посты в свете Писания не назначаются с целью измождения плоти или разрушения своего здоровья, что, по мнению некоторых церквей, угодно Богу. Богу угодно, чтобы люди, которые являются Его детьми, и об этом говорит весь контекст Библии, были здоровы, счастливы, радостны, но при этом осознавали свою зависимость от Господа и нужду в Его водительстве и опеке, как дети нуждаются в том же от своих земных родителей.
Библия приводит следующие примеры назначения постов: семейные скорби (2 кн. Царств 12:16), скорби в церкви (Мф. 9:14—15), грядущие опасности (Есфирь 4:3, 16), общественные бедствия (2 кн. Царств 1:12), при принятии важного решения (Деян. 13:1—3). При смерти родственника или близкого человека, у тебя начинался пост. Как кусок в горло полезет, если ты потерял любимого человека?!
Библия предостерегает нас в период поста:
1. От лицемерия (поститься с целью продемонстрировать собственную святость и праведность).
2. Не считать пост средством спасения, оправдания перед Богом.
3. Не считать главным физический пост (голодание или воздержание от какого-либо вида пищи), но делать акцент на посте духовном (особо ревностных молитвах и покаянии).
4. От простого формального обряда, который не принесет никакой пользы человеку.
Интересно то, что Бог ни когда не говорил о надобности поста (за исключением Йом-Киппура).
«…укажи народу Моему на беззаконие его… на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего, они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, и Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других… вы поститесь для ссор и распрей… вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли пост, который Я избрал, — день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу… Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:1—7).
«…собрались… постящиеся… и встали и исповедовались во грехах своих и в преступлениях своих. И стояли на своем месте и четверть дня читали из книги закона Господа, Бога своего и… исповедовались… Господу, Богу своему» (Неемия 9:1—3).
«В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней (в посте. — А.О.). Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входили в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней» (Дан. 10:2—3).
«…было слово Господне к Захарии… когда Вефиль послал… помолиться пред лицем Господа и спросить у священников… и у пророков, говоря: … плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет? И было ко мне слово Господа Саваофа: «Скажи всему народу земли сей и священникам так: «Когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце… для Меня ли вы постились? Для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? … производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; … зла друг против друга не мыслите в сердце вашем…». Но они не хотели внимать, отворотились от Меня… чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь… И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь…» (Захария 7:1—13).
«Они же сказали Ему (Христу. — А.О.): «Почему ученики Иоанновы постятся часто…, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?» (Лк. 5:33).
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей… молился… так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди… или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю…» Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять… но… говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным… более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10—14).
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим. Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16—18).
Что для вас пост? Надо ли бороться с постом как великим подвигом веры перед Богом?
Отредактировано telos (Понедельник, 31 августа, 2009г. 02:07)