Не буду кормить троллей, а просто продолжу отсюда:
Но, пожалуй, самым драматичным для христианства стал переход (ок. 313 г) к государственной парадигме (который ознаменовался массовыми крещениями недавних язычников). Вот тогда во множестве возникли различные ереси, и понадобились Вселенские Соборы для их разоблачения и утверждения церковных истин в виде догматов.
Когда христианство стало государственной религией, то отпала необходимость таиться, и многие богословствующие христиане стали публиковать свои «перлы». Особенно усердствовал пресвитер Арий, упиравший на то, что Бог только один. Понятно, что сыпал цитатами (их много). Мысли были куцые:
«Отец не всегда был Отцом»
Потому что «было время, когда Сына не было»
Значит, «Сын был рождён для творения и Сам есть творение»
Значит, «Он бог не по природе, а по усыновлению» и.д. (по Сократу)
Чем меньше мыслей, тем больше единомышленников. И Церковь стала раскалываться на «ариан» и «тринитариев». Чтобы установить истину, весной 325 года был собран 1-й Вселенский Собор. Ну, не буду описывать, потому что это есть в любом учебнике по истории Церкви. Отмечу только пару интересных особенностей:
1) Все философы были за Ария! (ну, потому что он был понятен и логичен – в отличие от тринитариев).
2) Арий тоже учил о некой Премудрости, обретаемой в глубине души, равной Логосу. (Нет, не гностицизм, побеждённый ещё во II веке. Но до сих пор некоторые храмы освящают в честь Софии-Премудрости!)
3)Будучи осуждёнными в качестве еретиков, ариане были сосланы, гонимы государством, но быстро нашли поддержку населения и взяли реванш. (Вот как бессмысленны гонения за веру! А до сих пор не понимают…)
Понадобился соборный гений Великих Каппадокийцев, чтобы показать всю слабость арианства. Но пришлось ввести несколько новых терминов ("ипостасть", энергия" и т.д.). Интересно, что оттуда исторически происходит греч. вероисповедный термин «ортодоксия» (русск. «православие»). Православие – это «не-арианство» (и ничего больше).
И подумать только, что всё это – христианское учение! (а вовсе не только «учение Христа»).