До этого:
Искупительная жертва. Кто убил Иисуса? Смерть на кресте.
Спасение.
Грех – прощение греха.
Концепции Бога.
Если мы возьмемся перебирать основные Библейские представления о Боге и попытаемся соотнести эти представления с идеей жертвенного искупления, то неизбежно будем приходить к неразрешимому противоречию.
Даже если абстрагироваться от идеи Бога - любящего Отца, и представить Бога, как мудрого Царя или справедливого Судью, то вряд ли такому Богу понравилась бы идея замены виновного грешника на невинного мученика.
«Да, действительно, мудрые отцы могут наказывать своих сыновей, но они не наказывают в гневе и не карают в отместку».
Единственный вариант Бога, которого устроит подобное развитие событий, это «бог-начетчик», - гневливый садист. Он сидит наверху, учитывает греховные проступки своих созданий, сердится на них, а потом ждёт невинной крови, чтобы всех простить.
Верить в такого Отца не хочется, мечтать о таком Отце не возникает никакого желания; стремление к такому Богу становится абсурдной идеей. Иначе как пародией на бесконечный и любвеобильный характер Бога идею жертвенного искупления назвать нельзя (см. Искупительная жертва.)
Вся идея выкупа несовместима с тем представлением о Боге, которому учил нас Иисус Назарянин. Бесконечная любовь Бога – превышает всё в Его божественной сущности.
Любовь Бога, как проявление - первично, относительно остальных проявлений Бога, именно поэтому: «Бог есть любовь».
Смыслы Креста.
Доминирующим смыслом посвящение Иисуса Назарянина было раскрытие нам Бога, - любящего Отца; не концептуальное привнесение Отцовства в очередное представление о Боге, а проживание этой истины в реальном опыте смертного существования.
Как Сын своего Отца Иисус остался верен истине любви к человеку, - и пошёл на крест…
Отношение любови и милосердия составляли саму суть его жизни и именно поэтому во время его трагической смерти они проявились с такой пронзительностью и мощью.
Только милосердие могло заглушить естественную реакцию человека на весь ужас происходящего в тот день, и только любовь могла дать силы не сорваться в проклятье.
За всё время истязаний Иисус не выказал никакого негативного отношения к глумящейся над ним толпе, той толпе, которая за пять дней до этого триумфально встречала его вступление в Иерусалим. У него не было никакой ненависти к Пилату, брезгливости к Ироду, раздражения и негодования в адрес синедриона; Иисус не осуждает Римских солдат, исполняющих приказ, и не одергивает издевающегося над ним вора.
Какие нам ещё известны примеры объединений, где не приняты осуждение и гнев, где оступившимся протягивается рука, а на исправление дается время, где не отрекаются от проклинающего и раскаяние означает прощение; только там нас всегда ждут, терпят, прощают и любят, любят, любят, - это семья.
«Крест окончательно переводит отношения человека с Богом в семейную плоскость, где реакция на все – любовь».
Иисус любит нас не за «что-то», не за наши порой нелепые религиозные старания, и даже не за принятие его наставлений, и уж тем более не за согласие с догматикой его церкви, а за то, что мы его семья, мы его братья и сестры.
Благодаря силе своей любви к людям, Иисус сумел сокрушить власть осуждения, мести, ненависти – власть всего того, что правит миром вне семьи; он показал до каких высот может подняться прощение любви и как такое прощение вдохновляет на продолжение служения.
Он открыл новый способ преодоления зла: вместо того, чтобы отвечать на зло, Иисус призвал через свой Крест выходить на безусловное понимание и милосердное прощение, как основные добродетели семейных отношений; тех отношений, которые с успехом поглощают и фактически уничтожают зло, открывая грешнику путь к раскаянию и спасению.
Иисус явил собой избавление от прошлого, открыв нам дорогу в будущее. Он не принял и не поддержал идею изначальной испорченности или греховности человека. Иисус ни разу не упомянул и, тем самым, фактически похоронил нелепую историю с первородным грехом, указав лишь на младенческое несовершенство детей Бога. Крест — это не напоминание об искупление прошлой вины, это призыв сегодняшнего дня искать свое место в будущей жизни.
Иисус подарил нам новую философию спасения: Бога не надо покупать, его не надо ублажать или стремиться ему угодить, - Богу нужно уподобляться. В этой короткой жизни мы должны постараться пройти свой путь от рабского преклонения перед эволюционными случайностями до несгибаемого достоинства сына Бога. Пусть с нашим слабыми силами, пусть неизбежно ошибаясь и спотыкаясь, но постараться выйти на вселенскую дорогу обретения истинной свободы Богосыновства (см. тему Свобода «от» или свобода «для»)
Иисус сумел показать нам, как через смерть можно двигаться к продолжению жизни, не просто давая надежду в само продолжение, но и вселяя уверенность в её божественное предназначении.
Иисус до конца раскрыл нам возможность выбирать лучшие пути, и поведение двух распятых рядом с ним воров послужило невольной иллюстрацией вариантов такого выбора; по сути, это две модели отношения к вечности.
Один из разбойников, не принимает Иисуса, бранился на него, издевается и ерничает: «Если ты Сын Бога, то почему не спасешь себя и нас?». Второй принимает Иисуса и обращается к нему с просьбой: «Помяни меня, Господи, когда придешь в царство твое».
Ответ следует незамедлительно: «Истинно, истинно говорю тебе сегодня, что однажды будешь со мной в Раю».
Крест Иисуса стал высшим и окончательным выражением его любви к человеку, завершенным раскрытием его милосердия к людям и итоговым олицетворением его служения всему человечеству.
В этом есть полнота отношения Бога к человеку, в этом и есть подлинный смысл Креста.
Иисус, уходя от нас, не оставил нас… Как и обещал он послал нам: «…другого утешителя Дух истины…», - мощнейшее присутствие и духовное влияние, которое открывается каждому из тех, кто не готов прожить свою жизнь в границах животной заданности. Кто устремляется в непостижимость, двигаясь непростым путем познания реальности в сочетании с вечностным самопретворением (см. тему Предназначение человека).
Отец наш Небесный продолжает любить своих смертных детей после посвящения своего Сына, так же, как Он их любил и до его посвящения: Бог неизменен во всём, - но благодаря жизни и смерти Иисуса, человек был раскрыт перед Богом в удивительном качестве мужественного и преданного создания.
В ответ любовь Отца теперь проявляется для нас не только как тотальная родительская забота (см. тему Бог и смерть), но и как нелицеприятное Божественное участие.
Далее:
Кто был распят на кресте? Итоги.
Отредактировано Алексей Дмитриевский (Воскресенье, 11 октября, 2020г. 21:40)