17.12.2020 21:46
Молю - значит надеюсь
В Великобритании на фоне пандемии люди стали больше молиться. Ежедневная молитва теперь привычна для 44 процентов жителей страны, сообщает The Christian Post.
Каждый двадцатый впервые начал молиться во время карантина.
Более половины британцев признались, что молятся за родных, четверть - за тех, кто сражается с болезнью на передовой.
"Две трети молящихся верят, что Господь их слышит, - сообщает социологический центр Savanta ComResl. - Половина видит свидетельства того, что их молитва была услышана".
По данным опроса, 45 процентов молятся потому, что "веруют в Бога", четверть считает: "молитва помогает успокоиться, избавляет от тревожности и депрессии".
В этой статистике нет ничего неожиданного: в период испытаний любой народ обращается к Богу.
Разве что фраза о молитве как способе справиться с депрессией может резануть ухо верующего.
Цель молитвы - сама встреча человека с Богом, создания со своим Создателем, а вовсе не исполнение наших просьб.
Глупо видеть в Боге пушкинскую золотую рыбку. При этом есть молитвы, читаемые в тревоге за будущее, и те, в которых мы просим у Бога победы над унынием. Да и все замечали удивительное чувство светлой радости, переполняющее тех, кого Церковь называет "молитвенниками и богомольцами". Выходит, хоть избавление от тревожности и депрессий в молитве не самоцель, но явно ее побочный эффект. Как все происходит?
Из падающего самолета
У каждого бывали минуты смертельной опасности, когда душа в мгновенном порыве рванет ввысь. И даже если окаменевшие губы при этом не шепчут: "Господи, помоги!", об этом молит все существо человека, вдруг осознавшего: "Только Он может спасти!" В богословии такую молитву, устремленную к Богу из самих глубин сердца и подчиняющую в момент моления всего человека, так и называют "сердечная молитва". Остряки прозвали ее "молитва из падающего самолета". Молитвенники и аскеты добиваются сердечной молитвы годами упорного труда: не так-то просто подчинить устремленности ввысь вечно озабоченное своими потребностями тело, склонный к постоянному рассеиванию ум, сердце, непрерывно колеблемое от наплывов чувств. При этом сама техника концентрации и самоконтроля - не самоцель, а только средство, одна из возможностей обрести Бога, попасть на эту встречу с Господом, самую главную встречу человека.
Святой Силуан Афонский учил: любой, кто хоть раз в жизни всем сердцем, со всей искренностью сможет взмолиться: "Господи, помилуй!", будет помилован. Проблема в том, что наши сердца так захламлены, что в нужный момент спасительный крик может и не вырваться из темниц нашей души.
Зачем кричать Богу?
Бог есть любовь, мы ему небезразличны. Он Всеведущ, то есть все знает. Зачем Ему, Всеведущему и Милостивому, нужно ждать моих сигналов о том, как мне плохо?
Или чтобы я день за днем повторяла одни и те же молитвы - по утрам, когда без того опаздываешь на работу?
Вечерами, когда так устал, что сериал досмотреть нет сил?
Конечно, Богу нужно не это. Бог - не старик Хоттабыч, которого можно вызвать на встречу волшебным словом, молитва - не заклинание. Богу нужно не наше славословие, а наше сердце.
Но Он не будет покорять его чудом или демонстрацией Своего Всемогущества.
Бог Сам наделил человека свободной волей, и любя нас, чтит и ее.
Как и в любых отношениях двух личностей, здесь единственным адекватным, сообразным ответом на любовь Бога к нам может быть только свободное волеизъявление нашей любви к Нему - таковы законы мироздания.
Человек вроде бы и рад любить, да только он не всегда хозяин своему сердцу, своим желаниям - "иные силы манят нас". Как говорится: и себя любить разучились, и как других любить подзабыли; вот и про Бога не вспоминаем, пока петух жареный не клюнет.
Подробнее - https://rg.ru/2020/12/17/kak-molitva-da … ffekt.html