ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА
Зачем добиваются постижения ума
то, что называется Дхармой, есть дхарма, которая не находится ни в каких чувственных объектах, ни в каком пространственном измерении. С другой стороны, исключение составляет дхарма, основанная на уме. Поэтому, надо обрести полное влияние на ум, достичь его абсолютного уровня, аккуратно укротить его, привести в абсолютное равновесие, и подчинить его окончательно.
Подобно этому, говориться, что понимание ума означает понимание всех вещей, и освобождение ума означает освобождение его от всех форм зависимости.
Ум предшествует всем вещам. Только поняв [природу] ума, обретешь понимание всех вещей.
Потому как понимание ума означает запредельное осознавание,
Надо медитировать в совершенстве на нем с решимостью
Никогда не стремиться к состоянию будды никакими другими средствами.
Если закрепощают ум, его поработит зависимость.
Если освободить его, он избавится от сомнения.
О, если бы только невежественные существа направили ум к внутреннему изучению,
Они достигли бы освобождения от всех ошибочных взглядов.
Если бы они совершенно пришли в это состояние,
Силой великого блаженства,
Они обрели бы священную реализацию.
Тилопа так же говорит:
Как обрубание корней дерева,
Заросшего ветвями и листьями, вызывает смерть всего скопления его ветвей,
Так и с отсечением корней сансары.
Таким образом, надо крепко захватить ум, надо бдительно оберегать его;
Помимо наблюдения ума – единственной формы самообуздания
Какую пользу можно извлечь практикуя самообуздание?
Присущая уму природа свободна от различения;
Именно в это состояние сознание стремиться превратиться.
Потому как оно – осознавание всех вещей,
Я заявляю, что этот ум просветлен.
Врожденный ум чувствующих существ – это сияющая ясность;
С самого начала он свободен
От абсолютных атрибутов происхождения, прекращения и пребывания.
С безначального времени он являлся изначальным высшим Буддой,
Потому что его не изменили причина и условие.
Все чувствующие существа – будды, ведь не существует других великих будд на преходящем уровне вселенной.
Чувствующее существо является изначальным буддой
Благодаря пониманию своего собственного ума.
Нигде на этом преходящем уровне вселенной
Нельзя найти будду,
Ибо ум – совершенный будда,
И не нашлось бы иного будды.
Если осознаешь присущая уму природу,
Коя выше остальных вещей,
То окажешься на уровне буддства!
Доверившись уму и медитируя на уме,
Следует понимать, что все пустотно!
Побуждаемые драгоценным умом [бодхичитта],
Медитируют на присущей уму природе,
И таким образом достигают просветления.
Этот рассвет священной истины – состояние будды!
Медитация на неделимости пустоты, осознавания и сострадания
Представляет собой изложенный путь
Будды, Дхармы и сангхи.
Определение истиной природы ума, как основания всего
Поймите, что ничего не существует вне ума.
Знайте, что ум сам недействителен.
Умный человек, постигший нереальность того и другого,
Обосновывается в пространстве недвойственной реальности.
Благословенные искатели отвергают реальность самого ума.
Все различные явления – манифестации ума.
Что такое тогда само-природа сознания?
«Все вещи – лишь продукты ума,»
Пусть даже данное утверждение и не было истинным.
Все – понятийно обозначенная, зависимо обусловленная
И установленная реальность – лишь пустота
Она – единственная суть пребывающей реальности,
И должна определяться с точки зрения самого ума.
Реальность – совершенно ровная, без само-сущности,
Потому что ум изначально не возникал.
Так было сказано Буддой.
... Таким образом, созерцают, что три уровня феноменального существования – лишь продукты ума, и тогда осознают, что все обозначенное в понятиях имеет лишь ментальное происхождение. Когда изучают каждый аспект ума, анализируют присущую всем феноменам природу. Так изучая, можно изучать далее следующим образом. Ум как таковой не может быть действительным с точки зрения абсолютной истины. Как ум может быть реальным, когда он цепляется за образы того, что, в сущности, ложные чувственные формы, и т.п., внешне возникающие в различных проявлениях? Точно так же как чувственные формы, и т.п., обманчивы, так и ум – обман, поскольку он не есть что-то отличное от первого. Чувства – возникающие в различных формах – лишены или единой или многих сущностей. Реальность ума не отлична от чувств; она так же лишена или единой или многих сущностей. Согласно этим соображениям ум по природе действительно похож на волшебное зрелище. Сродни уму, все феномены, по природе, так же подобны волшебному зрелищу.
Фактические стадии данной медитации
В предыдущей медитации спокойного погружения главным являлось приведение ума в неразличающее погружение. Теперь же, в медитации постижения, главным фактором должен быть анализ ума посредством распознающей мудрости. Установив ум в нерассеиваемое успокоение, улучшают качество ясности ума и потом изучают полученное состояние. Здесь метод определения внутренней сути ума похож на методы традиции сутр определения несамостоятельности личности. Чтобы медитировать на постижении на данном этапе, положение тела должно быть таким же, как было изложено ранее. Что касается взгляда, то глаза следует держать широко раскрытыми, глядя прямо вперед, так, как говорит Сараха:
Стремясь к чистому осознаванию вне медитации,
«Медитация с открытыми глазами,
Превосходит все остальные медитационные методы.»
Медитаторы брахманического ордена смотрят вверх,
Спокойные шраваки глядят вниз,
Между тем как [мистики] смотрят «ваджрными глазами» прямо вперед.
Медитатор должен сперва привести ум в спокойное равновесие, одновременно и ясное и неразличающее. Затем он должен мягко, расслабленно опустить фокус ума точно на сам ум, как бы «смотря» внутрь или наружу. Для определения природы ума, применяется медитационный анализ.
Анализ начинается со структуры ума с выяснения имеет ли он определенную форму, такую как круг или квадрат, или вид земли, камня, скалы, человека, или же какого-либо конкретного животного. Исследование затем сменяется другими процессами, – узнают, есть ли у ума какой-нибудь цвет: белый, черный, красный, и т.п. а также имеет ли ум какой-либо базис или опору, внешнего рода, например, другое чувствующее существо, материальный объект, или же особое основание внутри собственного тела. Если оказывается, что ум находится в теле, медитатору надлежит исследовать, находится ли он в какой-либо отдельной части тела между головой и пятками, или же пронизывает все тело. Медитатор должен узнать точно, где ум находится, внутри ли, снаружи, или в объединенной области того и другого. Если оказывается, что ум находится в объединенной области, медитатору надо изучить, как ум проецируется на формы или другие предметы.
Определяя внутреннее своеобразие ума или способ его проявления, медитатор должен исследовать можно ли отождествить ум с пустотой или с бесформенностью пустоты. Чтобы узнать, есть ли у ума определенный способ проявления, медитатор изучает можно ли его (ум) отождествить с ясностью или с формой ясности. Если оказывается, что ум является пустым состоянием, медитатор должен исследовать, есть ли это пустота несуществования или пустота, подобная пустоте пространства. Если оказывается, что ум является ясностью, медитатору следует изучить, является ли эта ясность подобной сиянию солнца, свету луны, или пламени масляной лампы, или же ум – врожденная ясность без света и цвета. Таким образом, медитатору надо исследовать ум различными путями. Ни какого несомненного понимания или точно определенной уверенности нельзя добиться, исследуя пребывающую реальность ума при помощи простого знания или интеллектуального рассмотрения, но без тщательного изучения. Поэтому медитатор должен упорно и тщательно изучать, подобно пытливому человеку, дробящему кость камнем!
Придя путем такого исследования к заключению, что никакая сторона вещей – ни внешняя ни внутренняя – не содержит какой бы то ни было центральной субстанции, затем медитируют на успокоенном уме в состоянии единства ясности и пустотности. Тот, кто не осознал истинную природу ума, поверх переживания успокоения, должен с сильной верой и почтением совершить созерцательное обращение к гуру. Когда в повторной медитации он испытывает ясность ума [неразличающее осознавание] или пустоту, то должен изучить каждое из них с точки зрения их способа существования. Сделав так, он окажется в крайней растерянности, будучи неспособным описать [осознавание внутренней реальности] в терминах цвета, базиса или опоры, своеобразия или способа проявления; он испытает нечто вроде полного внутреннего познания, которое и есть сокровенное сияющее осознавание. Это сияние ни что-то светоносное, не что-то цветное, и подобно внутренней пустоте оно лишено чего бы то ни было своеобразного. Оно остается воспринимаемым переживанием, когда присутствует внимательность. Когда внимательность ухудшается, осознавание сразу же покидает ум, возвращая обратно на обычный уровень. Такое состояние указывает на то, что соответствующий опыт проявился. В это время медитатор концентрируется – с нерассеиваемым ни на мгновение вниманием – на осознавании, самопознающем, но неидентифицируемым. Затем, не теряя внимания, он изучает такое состояние посредством различающего интеллекта. Никакие исследования не должны проводиться умом склонным отвлекаться, как в случае обычного размышления.
О, ты должен искать внутри знак присущей реальности.
Забывая наблюдать за умом внимательно
И таким образом становясь рассеянным,
Ты не увидишь действительной присущей уму природы!
Таким образом, когда ум надежно приведен в успокоение, надо изучить его при помощи распознающего интеллекта, так чтобы возникло восприятие чистого осознавания.
Таким образом следует искать ум до конца.
Надо предпринять доскональные поиски ума.
Знающий человек должен искать присущую уму природу.
В поисках он воспринимает ум и присущую тому природу,
Ибо нет внутренней сути, ни в исследуемом таким образом уме,
Ни в самом исследователе.
Поиски ума путем созерцательного анализа – пусть даже [ум] и не состоит ни из какой субстанции – служат цели осознания того, что ум лишен внутренней сути
Если те, кто медитируют на пустоте, проанализируют каждую скачущую мысль и всякое радостное состояние, они осознают, что все пусто [не имеет сущности]. Если они изучат, что представляет собой исследующий это ум, они осознают, что он пуст. Если они поищут суть исследующего ума, они осознают, что он так же пуст. Осознав это, они поднимутся до сокровенной чистоты, не отмеченной признаком [двойственности].
Поиски ума должны вестись таким образом: Что есть ум полный желания, ненавидящий ум или невежественный ум? Возник ли ум в прошлом, возникает ли он в настоящем, или же он возникнет в будущем? Очень хорошо, вам надо созерцать, что прошлый ум уже прекратил существование, что будущий ум еще должен возникнуть, и что теперешний ум не длится. О, ум нельзя воспринять как пребывающий внутри, снаружи или между. относительно природы ума, нечего исследовать, нечего показывать, нечего поддерживать, нечему проявляться, нечему быть видимой формой.
ум не найти путем совершенных поисков. Все что необнаружимо нельзя помыслить. Все что нельзя представить себе не возникало в прошлом, не будет его в будущем, и не происходит оно в настоящее время. То, что ни прошлое, ни будущее, ни настоящее действительно выходит за трех периодов времени. То, что за пределами трех периодов времени, нельзя толковать, как либо существующее либо несуществующее.
Тот, кто разыскивает ум, не может найти его внутри или снаружи себя, или же одновременно и внутри и снаружи. Он также не может найти его в своих психофизических скоплениях, в областях элементов, ни в органах чувств. Затем, ввиду того, что он не может найти ум, он исследует внутренне поток своего ума, предполагая, что мышление возникает из-за воспринимаемого образа.
если исследователь желает понять свой ум, он изучает его следующим образом. Ум рассматривают с целью выяснить, имеет ли он какую-либо форму, цвет, или очертание, или же существует, как объект чувств, или как форма, ощущение, познание, ментальные категории, или сознание, или же он тождественен чувству «я», «мое», или же субъективным, или объективным феноменам. Продолжают определять решая, существует ли внутренняя реальность, как чистая или грязная сущность, или же существует в областях элементов, или чувственных образований. Не производя этого исчерпывающего исследования, ум не обнаружить!
исследователь должен что есть сил стремиться к просветлению и всезнанию полагаясь на свой ум. Почему? Потому что ум по присущей ему природе совершенно чист. Ум нельзя помыслить, как существующий внутри тела, снаружи или где-то между. ум ни разу не видел никто из полностью просветленных, достигших высшего – те, которые победили внутренних неприятелей – и никогда не увидят его. Будучи бесформенным, ум не имеет цвета, голубого, желтого, красного, белого, каштанового, или кристального оттенка. Ум не имеет формы, короткой или длинной, круглой или квадратной; он не светлый и не темный. У него нет сексуальной принадлежности, свойственной женскому, мужскому или бесполому.
м не располагает природой плана желания, плана высшей формы, или плана бесформенности. У него нет природы какого-либо класса чувствующих существ
ум не находится ни в глазах, ни в теле, ни в сознании. Почему? Ум имеет характеристики пространства, потому что по природе он независим от каких-либо мыслей и различений.
изучение ума должно быть исчерпывающим настолько, чтобы охватить все внешние и внутренние феномены с особым рассмотрением цвета, очертания, месторасположения, опоры, своеобразия и способа проявления ума. Только после тщательного изучения понимают, что природа ума бесформенна, недемонстрируема, без внешнего или внутреннего основания, и свободна от различающих мыслей. Таким образом присущая уму природа тождественна пространству!
Ум – лишь понятийное обозначение.
Нет ничего кроме этого обозначения.
Воспринимай его как обозначение – чистым и простым.
И то же самое обозначение лишено какой-либо реальности.
Победоносные будды не обнаружили его,
Ни внутри, ни снаружи, ни между.
Ум со своей иллюзорной природой
Не имеет цвета, формы, объективной или субъективной сути, ни чего-то свойственного мужского, женского, или же бесполого.
У ума, по природе, нет основания.
Короче говоря, просветленные не видели ум,
И не увидят его.
Поскольку ум лишен само-сущности,
Как они могут видеть его?
Ум – что-то такое, что [для обыкновенного ума] тяжело понять до конца; он всегда был предметом внимания будд или же тесно связан с ними. Ум лишен основания, расположения, базиса, очертаний, или цвета. Ум с присущей ему природой не только свободен от всякого признака двойственности, но и выходит за рамки чувств, и вне досягаемости диалектики.
Будучи бесформенным или бесцветным, ум в действительности – просто сияющее состояние, тождественное пространству. Подобно абсолютной реальности, тяжело уловить истинную природу ума.
Как верно определить природу ума
медитатор пытается систематически рассматривать ум путем медитационных методов, подобных уже описанным. Медитатор в конечном счете воспринимает ум [в его естественной простоте]. Помимо того, что ум бесплотен, бесформен, бесцветен, без расположения и опоры, он – подобно пространству – пуст, не имеет ничего своеобразного, и не затронут какими-либо концепциями. Ум также вне своих явленных выражений!
Ум подобен пространству; у него природа пространства;
Равный пространству, он охватывает все.
как надо внутренне наблюдать ум?
[Будда:] Подобно пространству, ум не имеет формы.
Ум обладает характеристиками пространства, ведь он свободен от мыслей и различений.
Пойми, что ум подобен пространству,
Пойми, что ум – пространственной природы!
Ум, подрубленный в корне подобен пространству.
Пусть даже ум то и дело и сравнивают с пространством, однако эта аналогия иллюстрирует лишь такое медитативное состояние неразличения, которое возникает в результате растворения распознающего процесса, при помощи которого проводился анализ ума. Здесь показано, что то, как возникло это неразличающее состояние, идентично тому, как исчезают ментальные образы, когда всматриваются в пространство. Тилопа повторяет:
Точно так же как исчезают воспринимаемые образы,
Когда всматриваются в протяжение пространства,
То же происходит и с различающими мыслями,
Когда наблюдают [сокровенный простор] ума,
И достигается просветление.
Например, туман и облака нависают над широким пространством,
Они не движутся к чему-то конечному, и нигде не остаются.
Так же, хотя различающие мысли и возникают из [внутреннего простора ума],
Эти волны мысли пропадают, когда медитатор воспринимает ум.
Все равно как пустое пространство обозначается термином,
Но у него нет ничего такого, что можно было бы определить тем-то и тем-то,
Так и ум описывается, как сияющая ясность,
Хотя нет основания для обозначения того, из чего и как строится ум,
Потому что природа ума тождественна пространству.
Как бы полно не исследовали все пространство,
Видение полностью прекратится, потому что пространство бесконечно.
Аналогично, исследуют внутреннюю и внешнюю реальность,
Но не обнаружат никакой сущности – даже субатомной частицы!
Исследуемый таким образом ум непостижим;
Следовательно видение ничего – это действительно видение его.
Из-за трения двух палок возникает огонь,
Однако в возникшем пламени палки сгорают.
Подобно этому, распозающий процесс приводится в действие аналитической мудростью,
И тем не менее мудрость уничтожает дуалистические мысли.
Начав медитацию постижения ум, изучается посредством распознающего интеллекта. Когда процесс различения в конце концов затихает, возникает непонятийное осознавание. Если спросят, существует ли какая-нибудь разница между умом и пространством, ответ: «Да, существует!» Пространство не является самопознающим осознаванием! Сказано, что осознание ума – это самопознающее осознавание.
Самопознающее осознавание покоится в сфере беззнаковости [вне чувственного восприятия];
Оно неопределимо, сторонится всяких понятийных формулировок,
И располагается вне сферы интеллектуальных споров.
По своим характеристикам оно выходит за рамки любых ограничений.
Что касается безусловного смысла просветленного ума,
Надо неоднократно определять его.
Такой ум не находится ни снаружи ни внутри, ни там и там.
Он не изменяем, ни вечен, ни мгновенен,
Ибо он – самопознающее осознавание.
Ибо такое самопознающее осознавание находится в запредельной области,
Вне средств общения и речи.
Познав внутренне это самоосознавание,
Достигнешь просветления.
Эти возвышенные слова отождествляют смысл сокровенного осознавания со смыслом абсолютной реальности. «самопознающее осознавание» просто означает понимание своей изначальной природы (которая совершенно свободна от всех воспринимаемых знаков) в результате исследования ума. Самоосознавание не значит, что оно встречает опознаваемый объект и познает его таким же образом, как видимый образ воспринимается посредством контакта между глазами и предметом.
Термин «видение ума» – это просто обозначение понимания нереальности ума, который изначально отделен от всех видов существования или несуществования. Природа ума такова, что нет ничего – даже величиной с бесконечно малый кончик волоса – что является мыслимым или воспринимаемым объектом или наблюдателем. Присущая уму природа неопределима и невообразима, однако, она вне времени и неизменна.
Чувствующие существа говорят о том, что видят небо,
Но надо изучить, как видят небо!
Природа ума с самого начала чиста как пространство.
В процессе наблюдения видение подходит к концу.
В процессе поисков всего того, что проявляется как ум и материя,
Нет ничего что ищется и нет никакого искателя,
Ибо быть нереальным – это быть не рожденным и непрекращающимся
В трех периодах времени.
Неизменно –
Состояние великого блаженства.
В акте, когда «я» наблюдает себя,
Остается единичное я;
Наблюдая такое я, его не видят.
Нельзя определить то, где нет ни наблюдателя ни наблюдения.
Кто может охватить полностью
То, что неопределимо?
Ум имеет природу сияющей ясности,
В которой нет субстанции,
Даже величиной с малый кончик волоса.
Сфокусировав ум
На таковости внутренне присущей реальности,
Которая так подобна уму,
Обретут не поддающееся определению переживание.
Посреди внутренней реальности неразличающей простоты,
Возникает внезапное сияние осознавания Внезапный свет осознавания: Внутренней реальности, которая совершенно свободна от всяких понятий.
Ум – это просто поток сознания:
Сила воздуха-энергии, он лишена само-природы.
Отредактировано Соня (Среда, 15 июня, 2011г. 11:13)