Боги
Имя "Элохим" – это множественное число от "Эл" – бог. Иудеи считают слово "Элохим" библейской формой единственного числа, потому что оно везде сочетается с глаголами в единственном числе. Но...
1) Из Ветхого Завета известно, что после Моисея еврейская религия была политеистической почти целый век;
2) Элохим говорит об Адаме в раю: "Вот, человек стал как один из нас знающих добро и зло".
3) "Велик Яхве, вознесен он над всеми Элохим..." (Псалмы 94);
4) "Велик Яхве и достохвален, страшнее он всех Элохим..." (Псалмы 95)
То есть, Элохим – это не один бог, а несколько. Иначе говоря "Элохим" – это "боги"
Справка: В 20-ом веке нашей эры в северной Палестине были обнаружены развалины города Угарит, который был сожжен Вавилонянами в 17-ом веке до нашей эры. Угарит был столицей царства, а его народ принадлежал к семье семитских народов.
В Угарите главного бога звали Илу и представляли его как праведного седого старика. Илу сидел на троне, поддерживаемом керубами (херувимами). Его имя в языках семитской группы звучало как Эл, Элим, Илум, Алла.
У него также были эпитеты: "Творец всех созданий", "Бог Создатель богов", "Вечный отец", "скачущий на облаке" и часто его представляли в образе могучего быка. Жену его звали Ашера.
У него был брат – Дагану – податель рыбы. Дагану родил сына Балу – подателя дождя и росы, громовержца и воителя. Основным подвигом Балу была его победа над каким-то драконом Латану (или Раав), а каждодневным занятием – война со своим братом Муту – богом жары и засухи. Из табличек Угарита известен своеобразный обряд поклонения Балу, в котором царь исполнял ему ритуальный танец перед торжественной процессией.
Иудеи, которые пришли в Палестину почти через 400 лет после падения Угарит, перенесли многие черты Илу и Балу на бога Яхве:
- его также представляли и в образе старика с белой бородой, который сидит на облаке, или в виде могучего быка;
- вторым именем Яхве было Элохим. Имя этого бога "Ил" вошло в состав многих еврейских имен: ДаниИЛ, МихаИЛ, СамуИЛ, ИЛия и имена всех архангелов;
- Яхве обладал теми же эпитетами: "Творец всех созданий" (Быт. гл.1), "скачущий на облаке" (Пс. 68, 104), "Бог богов Яхве" (пс.49).
- жену Яхве также звали Ашера!!! (не может же быть, чтобы это была та же, но во втором браке)
- псалмы неоднократно повторяют, что Яхве главнее Элохимов (наверху я уже дал цитаты);
- Яхве представляли в образе могучего быка, также как и Илу (IV книга царств и II книга Паралипоменон). Иудейский царь Иеровоам произвел религиозный раскол, установив поклонение золотым тельцам в Вефиле (Бэйт Эле) и Дане. Позже этот образ перестал почитаться как облик Яхве, и его стали запрещать.
- о ритуале поклонения Яхве II книга царств говорит: "Давид плясал изо всей силы перед лицом Яхве, и Давид был одет в льняной эфод". Дальше рассказывается, что уже в те времена значение этого ритуала никто толком не понимал, даже дочь царя Давида. То есть обряд был очень старым.
- Библия говорит, что раньше евреи поклонялись Дагану и Балу (Дагону и Баалу)
- После установления единобожия у Яхве появились черты похожие на Баала, например, он совершает главный подвиг Баала: "В тот день поразит Яхве мечем своим тяжелым, и большим и крепким Левиатана (или Левиафана)" (Ис. 27:1). Один из псалмов дает намек на то, кем мог быть Левиафан у угаритян: "...Яхве, восседающий на драконе потопа"
- в мифе о борьбе Балу с богом смерти Муту богиня Анату побеждает Муту: "Она схватила сына Илу, Муту, мечом разрубила его, сквозь сито просеяла его, огнем опалила его, на мельнице смолола его, на поле посеяла его. Останки его – да! – поедают птицы...". Сравним с Книгой Исхода, где Моисеем уничтожает золотого тельца: "И взял он тельца, которого они сделали, и обжег огнем, и разбил его, пока он не измельчился, и рассыпал по воде, и дал пить сынам Израиля" (32:20), или во Второзаконии Моисей говорит: "А ваш грех, который вы сделали, я взял и обжег его огнем, и разбил его вдребезги, хорошо, пока он не измельчился в прах, и бросил его прах в реку, текущую с горы" (9:21)
- в угаритских храмах среди прочего было вылитое из бронзы "море" для ритуального омовения царя. Такое же "море" было и в храме Яхве построенного царем Соломоном (3 книга царств (7:23-26))
Вывод: евреи были также хорошо знакомы с религией (или мифологией) Угарит.