Чем же отличаются православные христиане от католиков?
Отличий много, но в этой статье будут приведены самые понятные основные отличия православия от католицизма.
К примеру, католики подчеркивают значение тайноустановительных слов Христа в анафоре (1) вместо эпиклезы (2), что, с точки зрения православия, совершенно непростительно. Многим отрывали голову и за меньшее.
Раскол церкви: католичество и православие - часть 1-я
А в этой теме можно посмотреть и обсудить видео В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ? Видео
12 отличий Православного христианства от католического.
Самые "бросающиеся" в глаза отличия это конечно же календарь, форма богослужения и священничество.
1. Почитание Богородицы в Православии и Девы Марии в Католицизме.
Католические христиане почитают Богородицу (Деву Марию) именно как Деву, а православные видят в ней прежде всего Матерь Божью. Помимо этого, католики уверены, что Дева Мария была так же непорочно зачата, как и Христос. А еще католики считают, что она была вознесена живой на небо, а у православных есть даже апокрифический рассказ про Успение Богородицы, чтобы никто не сомневался: умерла эта достойная леди, как все люди умирают.
Т.е. Православие категорично отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также догмат о телесном вознесении Девы Марии.
В православии Богородица прежде всего Матерь Божья. Да, конечно, Богородица почитается святой, но она была рождена, как и все люди, в первородном грехе, и умерла, как и все простые люди.
2. Положение духовенства в Православии и Католицизме.
Католические священники не могут иметь какие-либо сексуальные отношения и не могут жениться. Конечно, православные священники также не могут иметь какие-либо интимные отношения, кроме сексуальных отношений со своей женой.
Однако есть в Католицизме возможность стать дьяконом и при этом быть женатым. Но это возможно только при достижении 35 лет и при согласии супруги.
При этом в Православии все же есть священники, которые также, как и католические священники придерживаются целибата, т.е. воздерживаются от сексуальных отношений с женщинами. В Православии это "черное духовенство", т.е. монахи в Православии не могут жениться и иметь сексуальные связи. Но за то священники из черного духовенства могут стать владыками (епископами), и продвигаться дальше по карьерной лестнице. Священники же из белого духовенства обязаны быть женатыми и не могут уже стать владыками. Конечно, можно отправить жену в монастырь, и тогда есть шанс стать владыкой.
3. Ад и рай, жизнь после смерти в Православии и Католицизме.
У католиков, кроме ада и рая существует еще чистилище — место, в котором душа очищается от своих грехов перед тем, как попасть в рай.
У православных христиан, как такового чистилища нет, но все же есть мытарства (3), конечно это отличается от чистилища.
Почитать более обширную статью о том, что такое мытарства в Православии можно по ссылке 1 либо/и по ссылке 2.
4. Символ Веры.
Согласно православному учению Дух Святой исходит только от Отца.
По католическому же учению Дух Святой исходит от Отца, и от Сына.
Этот спор между Православной Церковью и Католической еще называется Филиокве.
Кстати, догмат о исходе Святого Духа, Филиокве, стал одной из причин Великого Раскола в Христианстве, который окончательно произошел в 1054 году от Рождества Христова.
Обширная статья о том, что такое Филиокве на Википедии.
5. Богослужение в Православии и Католицизме.
Главное богослужение у православных – Божественная Литургия, у католиков – Святая Месса (католическая литургия).
Во время богослужения в Русской Православной Церкви обычно стоят в знак смирения пред Богом. В некоторых других Церквях восточного обряда во время богослужения можно сидеть. В знак безоговорочной покорности православные совершают коленопреклонения.
У католиков во время святой мессы и сидят, и стоят, и совершают коленопреклонения.
Также есть святые мессы, во время которых католические христиане стоят на коленях, но это бывает крайне редко, и также зависит от желания верующего.
6. Организация Православной Церкви и Католической Церкви.
Православная Церковь включает в себя несколько независимых Церквей. Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть грузинская, сербская, греческая, румынская и другие. Управляются эти Церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в таинствах и молитвах (что согласно катехизису митрополита Филарета является необходимым условием для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви). Также не все Православные Церкви признают друг друга истинными церквями. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа
Католическая Церковь – это одна Вселенская Церковь. Все её части в различных странах мира находятся в общении между собой, а также следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви существуют общины внутри Католической Церкви (обряды), которые отличаются друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной. Существует римский, византийский обряды и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда, католики греческого обряда, иначе греко-католики или униаты и т.д., но все они являются членами одной Церкви. Главой Католической Церкви является Папа Римский, который является Наместником Христа на Земле.
7. Причащение в Православии и Католицизме.
В Православии для причащения используется всегда хлеб из заквашенного теста и вино.
В Католицизме чаще всего используется для причащения пресный плоский белый хлебец, вино используется редко, зависит от священника.
8. Таинства
Православная и Католическая Церковь признают семь основных Таинств: Крещение, Миропомазание (Конфирмация), Причастие (Евхаристия), Покаяние (Исповедь), Священство (Рукоположение), Елеосвящение (Соборование) и Брак (Венчание).
Ритуалы Православной и Католической Церкви почти идентичны, различия состоят только в интерпретации таинств.
Например, во время таинства крещения в православной церкви ребёнок или взрослый человек окунается в купели.
В Католической Церкви взрослого или ребенка обрызгивают водой.
Обряд Миропомазания в Православной Церкви совершается в основном сразу же после обряща Крещения.
В Католической Церкви в подростковом возрасте между 14-17 годами, либо позже. Но опять таки зависит от священника, от прихода и вообще от обстоятельств, но обычно в осознанном возрасте.
В Католической Церкви обряд Елеосвящения может совершаться также на "здоровых" людях, для излечения болезней, т.е. необязательно на смертном ложе, как это ошибочно принято думать.
Исповедь в Католицизме может проводиться в любом месте, при этом, священник необязан быть одет в специальные одеяния для исповеди.
Думаю, в Православии, аналогично.
9. Крестное знамение, иначе совершение знака креста.
Православные крестятся только справа налево и только тремя пальцами.
Католики крестятся слева направо, всей ладонью.
10. Изображения Христа, Девы Марии (Богородицы), Пророков и Святых в Православной и Католической Церкви.
В Православии изображения Христа, Святых, Богородицы и Пророков изображаются только в виде икон, которые не рисуются, а пишутся в двухмерном изображении по традиции обратной перспективы. Таким образом подчёркивается то, что действие происходит в другом измерении – в мире духа. Православные иконы монументальны, строги и символичны. Скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых, принятые в католических храмах, восточной церковью не принимаются.
В Католицизме же нет как таковых икон, есть изображения, картины, а также скульптуры и статуи. Также в случае с современными святыми, например, св. Папа Римский Иоанн Павел II, используются фотографии.
11. Распятие, Православный Крест и Католический Крест.
Православный крест имеет три перекладины, одна из которых короткая и находится вверху, символизируюя табличку с надписью «Сей есть Иисус, царь Иудейский», которая была прибита над головой распятого Христа. Нижняя перекладина является подножьем и одним своим концом смотрит вверх, указывая на одного из распятых рядом с Христом разбойников, который уверовал и вознесся с ним. Второй конец перекладины указывает вниз, в знак того, что второй разбойник, позволивший себе злословие в адрес Иисуса, попал в ад. На православном кресте каждая нога Христа прибита отдельным гвоздем.
В отличие от православного креста, католический крест состоит из двух перекладин. Если на нем изображается Иисус, то обе ноги Иисуса прибиты к основанию креста одним гвоздем. Христос на католических распятиях, как и на иконах, изображается натуралистично – его тело обвисает под тяжестью, во всем образе заметны муки и страдания.
12. Поминки по усопшему в Православии и Католицизме.
Православные поминают усопших на 3-й, 9-й и 40-й дни, затем через год.
Католики обязательно поминают умерших в День поминовения – 2 ноября. Также усопших поминают на 3-й, 7-й и 30-й дни после смерти, но эта традиция соблюдается не строго.
Резюме:
- В православии принято считать, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики к этому добавляют, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью.
- Мировое православие единого руководства не имеет. Оно разделено на несколько независимых церквей. Мировое католичество является единой церковью.
- Католическая Церковь признает главенство Папы Римского в вопросах веры и дисциплины, морали и управления. Православные церкви главенство Папы не признают и подчиняются только своему Патриарху, т.е. например, Автокефальная Японская Православная Церковь не подчиняется Патриарху Русской Православной Церкви.
- Церкви по-разному видят роль Святого Духа и матери Христа, которую в православии называют Богородицей, а в католицизме Девой Марией.
- В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения отличаются.
- В отличие от католичества, в православии нет догмата о чистилище.
- Православные и католики творят крест по-разному.
- Православие разрешает разводы, а его «белое духовенство» может вступать в брак. В католицизме разводы запрещены (но все же, можно обратиться в Ватикан, к Папе Римскому и получить церковный развод, хоть это и займет больше времени), все духовенство дает обет безбрачия.
- Православная и Католическая церковь признают решения разных Вселенских Соборов.
- В отличие от православных, у католиков святые на иконах пишутся натуралистично. Также у католиков распространены скульптурные изображения Христа, Девы Марии и святых.
- Праздники в большинстве Православных автокефальных Церквях празднуются по Юлианскому календарю. В Католической Церкви праздники празднуются по григорианскому календарю.
Несмотря на существующие различия, и католиков, и православных объединяет то, что они исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.
(1)
Ана́фора, евхаристическая молитва (др.-греч. ἀναφορά — возношение) — центральная часть христианской литургии, древнейшая по своему происхождению и наиболее важная. Во время анафоры происходит преложение или пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа (см. Евхаристия).
Несмотря на большое разнообразие христианских литургических чинопоследований, во всех анафорах можно выделить общие части:
Sursum corda (Вступительный диалог) — диалог, состоящий из возгласов священника и ответов народа;
Префация (Praefatio, Вступление) — начальная молитва, содержащая славословие и благодарение Богу (обычно обращена к Богу-Отцу). Как правило, через воспоминание ангельского служения и служения святых (в византийской литургии на церковно-славянском языке возглас священника: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще») предваряет Sanctus;
Санктус (Sanctus, лат. «Святой») — гимн «Свят, Свят, Свят…»;
Установление (Institutio) и Анамнесис (Anamnesis, Воспоминание) — воспоминание Тайной Вечери с произнесением тайноустановительных слов Иисуса Христа и воспоминанием домостроительства спасения;
Эпиклесис (Epiclesis, Эпиклеза, Призывание) — призывание Святого Духа на Дары или иная молитва, содержащая прошение об освящении Даров;
Интерцессия (Intercessio, Ходатайство) — ходатайственные молитвы за живых и усопших, Церковь, а также весь мир, с воспоминанием Богородицы и святых;
Доксология (Заключительное славословие).Порядок частей в различных анафорах может быть разным. В литургиях западно-сирийского, византийского и армянского обрядов тип анафоры — PSAEJ, где P-префация, S-Sanctus, A-анамнесис, E—эпиклеза, J—интерцессия. Александрийские (коптские) анафоры имеют тип PJSAE. Восточно-сирийский (халдейский) обряд — тип PSAJE. Структура традиционной римской анафоры описывается формулой PSEJAJ, то есть содержит две интерцессии. Некоторые исследователи подчёркивают, что в римской анафоре есть и второй эпиклесис, причастный, с его учётом формула должна выглядеть PSEJAEJ.
Самые ранние анафоры относятся ко II—III веку. Постепенно из множества анафор древней Церкви сложились три типа:
Александрийско-римский тип — к нему относятся анафоры римского и амвросианского обрядов, а также ряд анафор коптского и эфиопского обрядов.
Западно-сирийский тип — анафора Апостола Иакова и несколько других анафор сиро-антиохийского и маронитского обрядов; обе анафоры византийского обряда (Иоанна Златоуста и Василия Великого), анафора армянского обряда; анафоры галликанского и мосарабского обрядов; несколько анафор коптского и эфиопского обрядов.
Восточно-сирийский тип — анафоры халдейского и малабарского обрядов (Аддая и Мария, Феодора Мопсуестийского, Нестория).После второго Ватиканского собора в богослужение латинской литургии вдобавок к традиционной для латинской церкви анафоре римского канона (она же первая Евхаристическая молитва) были добавлены ещё три анафоры: вторая, взятая из апостольского предания Ипполита Римского; третья — западно-сирийского типа, близкая к анафоре галликанского обряда и четвёртая, близкая к восточной анафоре св. Василия Великого.
Особенностью западных анафор является их большая вариативность, анафора (особенно префация) сильно меняется в зависимости от текущего празднества, дня недели и т. д. Галликанский и мосарабский обряды оставляют лишь малую часть анафоры неизменной.
Восточные анафоры, в том числе и анафоры Иоанна Златоуста и Василия Великого, используемые в православии и грекокатолицизме, более постоянны, изменению подлежит лишь небольшая их часть.
В ходе английской Реформации анафора англиканской литургии претерпела значительные изменения по сравнению с первоначальным каноном римской мессы: из интерцессий исключены призывания святых, изъято упоминание о бескровной жертве и проч. (см. Литургия (в Англиканской церкви), «39 статей», «Книга общих молитв») Под влиянием Оксфордского движения XIX века и интенсивных православно-англиканских дискуссий рубежа XIX — XX веков англиканский евхаристический канон впитал в себя ряд элементов литургий римского и византийского обрядов (в частности, в нём появилась эпиклеза).
Лютеранская анафора имеет формулу PSEA, где после префации, следует санктус, затем эпиклесис, затем анамнесис. Интерцессия как часть анафоры отсутствует, а ее текст перенесен в молитву верных.
(2)
Эпикле́за, Эпикле́сис (лат. Epiclesis, греч. ἐπίκλησις — призывание) — часть анафоры христианской литургии, присутствующая в большинстве исторических литургий, как западных, так и восточных.
Особенности
Суть эпиклезы заключается в молитве Богу о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. При этом варианты текста эпиклезы в различных обрядах сильно различаются. Эпиклезы подразделяются на нисходящие и восходящие. В нисходящих эпиклезах молитва содержит прошение о схождении Святого Духа на Дары и их освящение. В восходящих эпиклезах молитва обращена к Богу-Отцу или Святой Троице и содержит просьбу о принятии Даров в жертву, подчёркивая жертвенный момент евхаристии. Восходящий эпиклезис называют также имплицитным, поскольку открытого призыва к действию Святого Духа на Дары в нём нет, оно лишь подразумевается.
Нисходящий эпиклесис характерен для византийского и армянского обряда, восходящий — для западно-литургических обрядов и отдельных восточных анафор.
Местоположение эпиклезы в анафорах различных типов переменно. В литургиях западно-сирийского, византийского и армянского обрядов (тип анафоры — PSAEJ, где P-префация, S-Sanctus, A-анамнесис, E-эпиклеза, J-интерцессия) она располагается между анамнесисом и интерцессией. В александрийских (коптских) анафорах (тип PJSAE) и восточно-сирийских (халдейских) анафорах (тип PSAJE) эпиклеза замыкает собой евхаристическую молитву. Структура традиционной римской анафоры описывается формулой PSEJAJ, то есть эпиклеза располагается сразу после Санктуса и предшествует первой интерцессии и анамнесису.
Споры об эпиклезеТрадиционный римский канон, именуемый в настоящее время в Римско-католической церкви первой евхаристической молитвой, содержит восходящий эпиклесис, без призывания Святого Духа на Дары, обращённый к Богу-Отцу. Это обстоятельство служило поводом для горячих споров после Великого раскола с православными полемистами, которые полагали молитву о схождении Духа на Дары обязательной для анафоры. Католические средневековые полемисты, в свою очередь, выдвигали тезис о малой значимости эпиклезы с упоминанием Святого Духа для Евхаристии и её позднем происхождении.
Вопрос об эпиклезе не фигурировал в догматических спорах, сопровождавших Великий раскол христианской церкви. Принципиальный характер полемика об эпиклезе приобрела начиная с Ферраро-Флорентийского собора. С вопросом об эпиклезе связаны и шедшие в этот период споры о моменте пресуществления (эпиклеза или установительные слова). В настоящее время общепринятым и на Востоке и на Западе служит мнение о невозможности выделить конкретный момент пресуществления и о ценности анафоры в её совокупности.
Западные литургииАлександрийско-римским анафорам, включая и древний римский канон, присуща характерная особенность — они содержат две эпиклезы. В римском каноне первая и основная из них следует после Санктуса, затем после тайноустановительных слов и анамнесиса идёт ещё одна молитва о принятии даров в жертву, а за ней вторая эпиклеза, именуемая также «эпиклеза причащения», которая призывает Божье благословение на собрание. Оба эпиклесиса римского канона являются восходящими. Ряд исследователей указывает на существование отдельных признаков того, что нисходящий эпиклесис существовал в начальный период развития западной литургии, однако уже сакраменталий папы Геласия (конец V века) содержит две восходящие эпиклезы.
Эпиклесис римского канона:
« Тебя, всемилостивый Отче, ради Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего, смиренно просим и молим: прими и благослови эти дары, эти приношения, эту святую непорочную жертву »Эпиклесис причащения в римском каноне:
« Смиренно молим Тебя, Боже Всемогущий: да вознесет Ангел Твой эту Жертву к небесному престолу Твоему пред божественным Твоим величием, чтобы мы, причастившись от этого престола пресвятого Тела и Крови Сына Твоего, исполнились всякого небесного благословения и благодати »Реформы, прошедшие в Католической церкви после Второго Ватиканского собора, ввели в состав латинской литургии ещё три евхаристические молитвы (условно именуемые II, III и IV). В этих трёх молитвах также существует два эпиклесиса, основной и причастный, но, в отличие от римского канона, оба содержат упоминание Святого Духа. Основной эпиклесис находится на традиционном западном месте после Санктуса и перед тайноустановительными словами, второй завершает анамнесис и предваряет интерцессию.
II Евхаристическая молитва: Эпиклесис: "Воистину свят Ты, Господи, Источник всякой святости. Поэтому молим Тебя: освяти эти дары силой Духа Твоего, чтобы они стали для нас Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа "
Эпиклесис причащения: "Смиренно молим, чтобы Дух Святой объединил нас, принимающих Тело и Кровь Христа "
Восточные литургии
Византийский обрядВ византийском обряде используются литургия Иоанна Златоуста и литургия Василия Великого. Отличаются эти литургии текстами молитв литургии верных, в том числе и эпиклезы. Эпиклеза литургии Василия Великого намного длиннее, по-церковнославянски её начало звучит, как «Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы грешнии, и недостойнии раби Твои, сподобльшиися служити Святому Твоему Жертвеннику», в то время как эпиклеза литургии Иоанна Златоуста начинается «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу».
В византийском обряде вторая часть эпиклезы имеет характер диалога, между возгласами священника следуют возгласы диакона.
Эпиклеза литургии Иоанна Златоуста:
Иерей: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащыя Дары сия. И сотвори убо Хлеб Сей, честное Тело Христа Твоего».
Диакон: «Аминь».
Диакон: «Благослови, владыко, святую Чашу».
Иерей: «А еже в Чаши Сей, честную Кровь Христа Твоего».
Диакон: «Аминь».
Диакон: «Благослови, владыко, обоя».
Иерей: «Преложив Духом Твоим Святым».Особенности эпиклезы в «славянской традиции»
В течение XIV — XV веков в качестве полемического ответа на католическую точку зрения о пресуществлении Даров в момент произнесения установительных слов, в различных православных служебниках в текст эпиклезы вводится тропарь третьего часа. Достоверно установить точные время и автора этой правки не представляется возможным, греческие Церкви достаточно скоро отказались от этого нововведения, но в Русской церкви с XVI века обычай чтения эпиклезы с тропарём третьего часа твёрдо устанавливается. Так как русские печатные богослужебные книги вытеснили на Балканском полуострове венецианские, тропарь третьего часа стал частью эпиклезы и в других славянских Православных Церквах (Болгарской, Сербской, Польской, Чешских земель и Словакии), а также в Румынской церкви (так как она пользовалась кириллицей вплоть до XIX века, и в этом смысле составляла часть славянской традиции) и Американской (Церковь, дочерняя по отношению к Русской). В Церквях греческой традиции, включая Албанскую, эпиклеза читается без этого тропаря.
Текст тропаря:
Иерей: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Диакон: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей
Иерей: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…
Диакон: Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене.
Иерей: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…Другие восточные обряды
В восточных литургических обрядах существуют и эпиклезы восходящего типа. Самый древний образец восходящей эпиклезы содержится в сирийском памятнике III века, известном под названием «Завещание» (Testamentum), причём обращена эта эпиклеза не к Богу-Отцу, а к Святой Троице:
« Мы приносим Тебе благодарение, вечная Троица, Господи Иисусе Христе, Господи Отче... Господи Душе Святый: приими это питие и эту пищу к Твоей Святости, сотвори их быти нам не во осуждение... но во исцеление и укрепление духа нашего »В более поздней сирийской литургии апостола Иакова содержится уже эпиклеза развитого нисходящего типа с характерным для византийских и антиохийских литургий диалогом между священником и народом.
Эпиклеза древней литургии коптского обряда — литургии апостола Марка относится к александрийской традиции и схожа по структуре с римской. Как и в римском каноне после Санктуса следует первый эпиклесис, а второй идёт за анамнесисом. В отличие от римского канона в александрийской традиции вторая эпиклеза более развёрнута, содержит и восходящий и нисходящий эпиклесис, сначала идёт молитва Богу-Отцу о принятии Даров, потом просьба о ниспослании Святого Духа:
« Тебе, Господи Боже наш, Твое из Твоих Даров мы предлагаем и молим и просим: Ниспошли из неописанных недр, Самого Утешителя, Духа Истины, Святого Господа Животворящего, везде сущего и все исполняющего... и на нас и на хлебы сии и на чаши сии ниспошли Духа Твоего Святого, чтобы Он освятил и совершил их, и соделал хлеб Телом, а чашу – кровью Нового Завета »В халдейской литургии апостолов Фаддея и Мария присутствует нисходящая эпиклеза, но её необычность в том, что хотя она содержит молитву от освящении даров, но не упоминает об их преложении:
« ...и да приидет, Господи, Дух Твой Святой, и да почиет на сем приношении Твоих рабов, которое они приносят, и благословит и освятит его, чтобы оно было нам, Господи, во очищении грехов и оставлении прегрешений »
(3)
Возду́шные мыта́рства — название препятствий в православном учении о загробной жизни, через которые должна пройти душа каждого крещёного человека на пути к престолу Бога для частного суда.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (список поступков произнесения неправды на мытарстве лжи и т. п.), а ангелы — добрые дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают злые — душа проходит к следующему испытанию. Если количество злых дел превышает добрые, и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый Сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.
Темы, которые тебя также могут заинтересовать:
Во что верить? Какую религию лучше практиковать? В какой религии лучше
Почему в мире так много религий?
Может ли, в принципе, какая-то религия/учение претендовать на абсолют?
Рейтинг религий по степени содержания Истины
10 монотеистических богов, о которых вы даже и не слышали
Как попадают в секты и как из них выбраться? Как не попасть в секту?
Десятка самых странных религиозных учений. Что это? Пародии на религию
Топ 6 малоизвестных религий, неизвестных Западу, а может и Востоку
Топ 10 странных религиозных учений. Иисус Христос был папуасом
Религиозные новости и события
Кошерная, еврейская криптовалюта BitCoen, ваше мнение
Межрелигиозный диалог
Как узнали о форуме? Откуда пришли?
Познакомимся? Расскажите о себе немного.
Происхождение вашего ника
Как Вы стали тем, кем сейчас являетесь?