Есть такой мыслитель современности Джон Шелби Спонг, он является прогрессивным христианином и призывает к пресмотру большинства христианских доктрин, в частности, он выдвинул 12 тезисов:
1) Теизм, как способ определения Бога, мертв. Таким образом большинство богословских «разговоров о Боге» сегодня являются бессмысленными. Должен быть найден новый способ говорить о Боге.
2) Так как Бог не может быть понят в теистических терминах, становится бессмысленным стремление понять Иисуса как воплощение теистического божества. Таким образом христология обанкротилась.
3) Библейская история о совершенном и законченном творении, после которого человек впал в грех является додарвиновской мифологией и постдарвиновской бессмыслицей .
4) Непорочное зачатие, понимаемое в буквальном биологическом смысле, делает божественность Христа, в его традиционном понимании, невозможным.
5) Истории о чудесах Нового Завета не могут быть истолкованы в постньютоновском мире как сверхъестественные события совершенные воплощенным божеством.
6) Тот взгляд что распятие на кресте есть жертва за грехи мира является идеей варваров на основе примитивных представлений о Боге и должна быть отклонена.
7) Воскресение есть действие Бога. Иисус воскрес в том смысле что стал Богом. Таким образом, в истории не было физического восстания из мертвых.
8) История Вознесения предполагает наличие трехуровневой Вселенной, и потому не представляется возможной быть объясненной в понятиях после Коперника и покорения космоса.
9) Не существует внешнего, объективного, явленного стандарта, ни в Писании ни на каменных скрижалях, который бы определил наше этическое поведение на все времена.
10) Молитва не может быть просьбой, сделанной теистическому божеству совершить то или иное действие в человеческой истории.
11) Надежда на жизнь после смерти должна быть навсегда отделена от идеи управления поведением наградами или наказаниями. Церковь должна отказаться, таким образом, от использования чувства вины как мотива поведения.
12 )Все человеческие существа несут в себе образ Божий и должны уважаться за свои человеческие качества. Таким образом, никакое внешнее описание своего бытия, будь то по признаку расы, этнической принадлежности, полу или сексуальной ориентации, не может должным образом быть использовано в качестве основы для отвержения либо или дискриминации.
Возможно ли новая реформация?