◄ Назад
▲ Вверх
▼ Вниз

Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на форуме о религиях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Харе Кришна!

Сообщений 441 страница 450 из 574

1

:)  ;)  :bye:

Кришнаиты как они есть
Кришнаиты тоже люди или мошенничество в особо крупном
Кришнаиты и деньги

http://sa.uploads.ru/yrsOw.jpg

Кришна
лучшие песни Кришне



http://sh.uploads.ru/n8hmg.jpg

http://s7.uploads.ru/p2VQl.jpg









Темы, которые тебя также могут заинтересовать:

Во что верить? Какую религию лучше практиковать? В какой религии лучше
Почему в мире так много религий?
Может ли, в принципе, какая-то религия/учение претендовать на абсолют?
Рейтинг религий по степени содержания Истины
10 монотеистических богов, о которых вы даже и не слышали

Как попадают в секты и как из них выбраться? Как не попасть в секту?
Десятка самых странных религиозных учений. Что это? Пародии на религию
Топ 6 малоизвестных религий, неизвестных Западу, а может и Востоку
Топ 10 странных религиозных учений. Иисус Христос был папуасом :)

Религиозные новости и события
Кошерная, еврейская криптовалюта BitCoen, ваше мнение
Межрелигиозный диалог

Как узнали о форуме? Откуда пришли?
Познакомимся? Расскажите о себе немного.
Происхождение вашего ника
Как Вы стали тем, кем сейчас являетесь?

0

441

Бхагавад-гиту" также называют "Гитопанишад". Она является квинэссенцией ведического знания и одной из наиболее важных "Упанишад" в ведической литературе. Безусловно, существует много комментариев к "Бхагавад-гите" на английском языке и может возникнуть вопрос целесообразности еще одного такого комментария. Попытка составить настоящее издание вызвана следующими причинами: не так давно в Америке одна женщина попросила меня рекомендовать какой-нибудь английский перевод "Бхагавад-гиты". Безусловно, в Америке можно найти много переводов "Гиты" на английский язык. Но насколько я мог судить, из всех изданий "Бхагавад-гиты", которые мне приходилось видеть в Америке, да и в самой Индии, ни одно нельзя назвать действительно авторитетным, так как фактически в каждом из них комментатор излагает свои собственные взгляды и не передает истинного духа "Бхагавад-гиты".

О духе "Бхагавад-гиты" говорит сама "Бхагавад-гита". Это станет ясно на следующем примере. Принимая то или иное лекарство, мы должны следовать указаниям, написанным на упаковке, мы не можем принимать лекарство по собственному усмотрению или по указанию кого-нибудь из наших друзей. Лекарство следует принимать в соответствии с указаниями, написанными на упаковке или по предписанию врача. Точно также "Бхагавад-гиту" следует принимать и воспринимать такой, как она есть, следуя указаниям того, кто ее рассказал. Рассказчиком "Бхагавад-гиты" является Господь Кришна. На каждой странице "Бхагавад-гиты" Его называют Верховной Личностью Бога, Бхагаваном. Разумеется, слово Бхагаван может быть отнесено к любой могущественной личности, а также к любому могущественному полубогу. В данном контексте словом Бхагаван называют Господа Шри Кришну, который является великой Личностью. Однако вместе с тем, необходимо думать о том, что Господь Шри Кришна - это Верховная Личность Бога, и это подтверждают все великие ачарьи (духовные учителя), например, Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхвачарья, Нимбарка Свами, Шри Чайтанья Махапрабху и многие другие авторитеты в области ведического знания в Индии. К тому же Сам Господь провозглашает Себя Верховной Личностью Бога на страницах "Бхагавад-гиты", и таковым Его признают "Брахма-самхита" и все "Пураны", в особенности, "Шримад-Бхагаватам", которую называют "Бхагавата Пураной" (кришнас ту бхагаван сваям). Таким образом, мы должны принимать "Бхагавад-гиту" так, как велит нам Сама Верховная Личность Бога.

0

442

В четвертой главе "Гиты" (4.1-3) Господь говорит:

имам вивасвате йогам проктаван ахам авьяям
вивасван манаве праха манур икшвакавеЯбравит
эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух

са каленеха махата його наштах парантапа
са эваям майа теЯдья йогах проктах пуратанах
бхактоаси ме сакха чети рахасьям хй этад уттамам

Здесь Господь сообщает Арджуне о том, что система йоги, изложенная в "Бхагавад-гите", была впервые поведана богу солнца, бог солнца рассказал ее Ману, который ее в свою очередь передал Икшваку; так по цепи ученической преемственности, от одного рассказчика к другому, эта система йоги пришла на Землю. Однако с течением времени она оказалась утраченной, поэтому Господу пришлось рассказать ее вновь, на этом раз Арджуне на поле битвы Курукшетра. Господь говорит Арджуне, что Он открывает эту высшую тайну именно ему, поскольку Арджуна является Его преданным и Его другом. Отсюда явствует, что "Бхагавад-гита" - это произведение, которое в первую очередь предназначено для преданных Господа. Есть три класса трансценденталистов: гьяни, йоги и бхакты, то есть имперсоналисты, йоги-мистики и преданные. Здесь, обращаясь к Арджуне, Господь ясно говорит, что Он делает Арджуну первым звеном в новой парампаре (цепи ученической преемственности), поскольку старая парампара оказалась прерванной. Поэтому Господь решил восстановить цепь ученической преемственности, которая бы передавала знание в том виде, в каком оно переходило от бога солнца к другим авторитетам в цепи ученической преемственности и хотел, чтобы Арджуна заново распространил в мире Его учение. Он хотел, чтобы Арджуна стал авторитетом в постижении "Бхагавад-гиты". Итак, мы видим, что "Бхагавад-гита" была поведена Арджуне в первую очередь потому, что Арджуна являлся преданным Господа, непосредственным учеником Самого Шри Кришны и Его близким другом. Поэтому лучше всего понять "Бхагавад-гиту" сможет человек, обладающий теми качествами, которыми обладал Арджуна. Это значит, что он должен быть преданным Господа и общаться с Господом непосредственно. Когда человек становится преданным Господа, он сразу вступает в непосредственные взаимоотношения с Господом. Это очень сложный вопрос, но излагая его вкратце, можно сказать, что каждый преданный находится с Верховной Личностью Бога в одном из пяти типов трансцендентных взаимоотношений:

1. Преданный может находиться в нейтральных отношениях с Господом.
2. Преданный может быть слугой Господа.
3. Он может быть Его другом.
4. Преданный может быть отцом или матерью Господа.
5. Он может находиться с Господом в отношениях супружеской любви.

Арджуна был другом Господа. Разумеется, между их дружбой и дружбой в материальном мире существует огромная разница. Их связывали отношения трансцендентной дружбы, вступить в которые может далеко не каждый. Безусловно, каждое живое существо находится в определенном типе взаимоотношений с Господом и обнаружить их может лишь тот, кто достиг совершенства в преданном служении Господу. Однако в своем нынешнем состоянии мы забыли не только о Верховном Господе, но и своих вечных взаимоотношениях с Ним. Каждое из многих миллионов и миллиардов живых существ находится в определенных вечных взаимоотношениях с Господом. Такое состояние живого существа называется сварупой. Занимаясь преданным служением, живое существо может вновь обрести свою сварупу и подняться на уровень сварупа-сидхи - достичь совершенств и вернуться в свое изначальное положение. Таким образом, Арджуна был преданным Верховного Господа, с которым его связывали отношения трансцендентной дружбы.

0

443

Необходимо сказать также несколько слов о том, как Арджуна принял "Бхагавад-гиту". Об этом говорится в десятой главе (10.12-14):"Арджуна сказал: "Ты - Верховная Личность Бога, высшая обитель, Ты - чистейший, Ты - Абсолютная Истина, Ты - высшая, трансцендентная, изначальная Личность, нерожденная, величайшая. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Асита, Девала и Вьяса подтверждают эту истину, и теперь Ты Сам говоришь мне об этом. О Кришна, я безоговорочно принимаю все то, что услышал от Тебя, и считаю Твои слова истиной. Ни полубоги, ни демоны, о Господь, не в состоянии постичь Твою личность".

Услышав "Бхагавад-гиту" в изложении Верховной Личности Бога, Арджуна признал Кришну парам брахма, Верховным Брахманом. Каждое живое существо является Брахманом, но Верховное живое существо, Верховную Личность Бога называют Верховным Брахманом. Парам дхама: Он - высший приют или обитель всего сущего; павитрам: Он - чистейший и Его не касается материальная скверна; пурушам: Он - Верховный Наслаждающийся; шашватам, изначальный; дивьям, трансцендентный; ади-девам, Верховная Личность Бога; аджам, нерожденный; и, наконец, вибхум, величайший.

Кто-то может подумать: Кришна был другом Арджуны, и потому Арджуна говорил ему все это из лести. Но чтобы развеять подобные сомнения, которые могут закрасться в ум читателя "Бхагавад-гиты", Арджуна в следующем стихе приводит основание для этих восхвалений и говорит, что не только он сам, но и такие авторитеты, как Нарада, Асита, Девала и Вьясадев, признают Кришну Верховной Личностью Бога. Все они - великие личности, которые распространяли ведическое знание таким, каким его принимают все ачарьи. Поэтому Арджуна говорит Кришне: "Что бы Ты ни сказал, все это я считаю законченным и совершенным". "Сарвам этад ритам манье - все Твои слова я принимаю как истину". Арджуна также говорит, что постичь Личность Господа чрезвычайно трудно, это не под силу даже великим полубогам. Иными словами, Господа не могут постичь даже личности, во всех отношениях превосходящие людей. Так как же тогда человеку постичь Господа Шри Кришну, если он не является Его преданным?

Поэтому изучать "Бхагавад-гиту" следует в духе преданности и смирения. Человек не должен считать себя равным Кришне или думать, будто Кришна - это обыкновенная личность, пусть даже великая. Господь Шри Кришна - суть Верховная Личность Бога, поэтоум, как утверждает "Бхагавад-гита" или как говорит Арджуна, который старается понять "Бхагавад-гиту", мы должны хотя бы теоретически признать Шри Кришну Верховной Личностью Бога и в таком смиренном состоянии ума мы сможем постичь "Бхагавад-гиту". Если тому, кто читает "Бхагавад-гиту", чужд дух смирения и покорности, ему будет очень трудно понять ее, ибо в ней заключено величайшее таинство.

0

444

Что же такое "Бхагавад-гита"? Ее цель - спасти человечество из плена неведения, вызволить его из тюрьмы материального существования. Каждый из нас постоянно сталкивается с многочисленными трудностями; Арджуна, которому предстояло участвовать в битве при Курукшетре, также оказался в трудном положении. Арджуна предался Шри Кришне и в результате была рассказано "Бхагавад-гита". Не только Арджуна, но и каждый из нас беспрестанно испытывает тревоги и беспокойства, поскольку живет в материальном мире. Само наше бытие протекает в атмосфере небытия. В действительности же мы не должны бояться небытия, наше бытие вечно, однако так или иначе мы оказались в ловушке асат. Асат значит "то, чего не существует".

Из миллионов и миллиардов людей, страдающих в материальном мире, лишь немногие по-настоящему задаются вопросом о том, каково их положение, кто они такие, почему оказались здесь и т. д. До тех пор, пока человек не пробудился ото сна, не задумался над причинами своих страданий, пока не понял, что больше не хочет страдать, а хочет положить конец всем своим страданиям, его нельзя считать человеком в полном смысле слова. Человек становится человеком только тогда, когда в его уме начинают возникать подобные вопросы. В "Брахма-сутре" они названы брахма-джигьяса. Атхато брахма-джигьяса. Любая деятельность, которой занимается человек, считается пустой и бесполезной, если он не задается вопросом о природе Абсолюта. Таким образом, понять "Бхагавад-гиту" может лишь тот, кто начал задумываться над причиной своих страданий, над тем, откуда он пришел и куда отправится после смерти. Искренний и серьезный ученик должен, кроме того, с великим почтением относиться к Верховной Личности Бога. Именно таким учеником и был Арджуна.

Господь Кришна нисходит на Землю в первую очередь для того, чтобы напомнить забывчивым людям о истинной цели их жизни. Но даже тогда, из многих миллионов пробудившихся людей, только один может по-настоящему проникнуться этим духом и осознать свое истинное положение; именно для таких людей Господь рассказывает "Бхагавад-гиту". По сути дела все мы находимся в пасти у тигра неведения, однако Господь необыкновенно милостив к живым существам, особенно к людям. Именно поэтому Он рассказал "Бхагавад-гиту", сделав Своего друга Арджуну Своим учеником.

Будучи спутником Господа Кришны, Арджуна стоял над миром невежества, однако на поле битвы Курукшетра он был повергнут во тьму неведения для того, чтобы задать Господу Кришне вопросы о проблемах бытия и дать возможность Господу ответить на них на благо всех последующих поколений, которые, таким образом, получат программу действий. Следуя ей, люди смогут достичь цели человеческой жизни.

0

445

Содержание "Бхагавад-гиты" дает нам возможность осознать пять основополагающих истин. В ней, прежде всего, излагается наука о Боге, а затем рассказывается об изначальном положении живых существ, джив. Существует Ишвара, то есть властитель и дживы, живые существа, которые подчиняются Его власти. Если живое существо не признает высшей власти и считает себя свободным, его следует признать ненормальным. По крайней мере в обусловленном состоянии живое существо находится под полным контролем высших сил. Таким образом, "Бхагавад-гита" рассказывает об Ишваре, Верховном Властителе, и дживах, подвластных живых существах. Здесь также обсуждаются пракрити (материальная природа), время (продолжительность жизни всей вселенной или проявленной материальной природы) и карма (деятельность). В материальном космосе постоянно протекают различные виды деятельности. Каждое живое существо занимается той или иной деятельностью. Читая "Бхагавад-гиту" мы должны понять, кто такой Бог; кем являются живые существа; что такое пракрити, а также материальный космос; каким образом их контролирует время и что представляет собой деятельность живых существ.

При рассмотрении этих пяти основных тем, составляющих содержание "Бхагавад-гиты", делается вывод о том, что Верховная Личность Бога, Кришна или Брахман, Верховный Властелин или Праматма - неважно какое из этих имен вы используете - величайший из всех живых существ. В качественном отношении живые существа неотличны от Верховного Властителя. Так Господь контролирует деятельность материальной природы во всей вселенной, о чем мы узнаем из последующих глав "Бхагавад-гиты". Материальная природа не является независимой. Она действует в соответствии с указаниями Верховного Господа. "Майадхьякшена пракритих суяте са-чарачарам", - говорит Господь. "Эта материальная природа действует под Моим надзором". Наблюдая в космосе какие-то удивительные, чудесные явления, мы должны всегда помнить о том, что за космическим проявлением стоит его Повелитель и нет ничего, что существовало бы независимо от Него. Не признавать существование высшей власти, значит уподобиться ребенку. Для ребенка, к примеру, автомобиль является чудом, ведь он может двигаться сам, без помощи лошади или другого тяглового животного. Однако взрослый человек знает как устроен автомобиль, он всегда помнит о том, что за этим механизмом стоит человек-водитель. Аналогичным образом, Верховный Господь - это водитель, под надзором которого работает весь вселенский механизм. Как мы узнаем из последующих глав, Господь считает джив, или живых существ, Своими неотъемлемыми частицами. Крупица золота - это тоже золото, а капля морской воды такая же соленая, как и вся вода в океане; подобно этому мы, живые существа, будучи частицами Верховного Властителя, Ишвары или Брахмана, Господа Шри Кришны, обладаем всеми качествами Верховного Господа только в очень незначительной степени, поскольку являемся маленькими ишварами и занимаем подчиненное положение. Мы стремимся властвовать над природой, как например, сейчас мы пытаемся покорить космос и достичь других планет вселенной; нам присуще стремление господства, потому что оно есть (заложено) в Кришне. Однако несмотря на присущую нам тенденцию господствовать над материальной природой, необходимо всегда помнить о том, что мы не являемся верховными властителями. Об этом рассказывает "Бхагавад-гита".

0

446

Что представляет собой материальная природа, об этом мы также узнаем из "Бхагавад-гиты", где материальную природу называют низшей пракрити, то есть низшей природой. Там сказано, что живое существо относится к категории высшей пракрити. Пракрити, как низшая, так и высшая, всегда остается подвластной. Она олицетворяет женское начало и является подвластной Господу, как жена подвластна мужу, который контролирует все ее действия. Пракрити всегда находится в подчиненном положении по отношению к Господу, который является ее Господином. И живые существа, и материальная природа занимают подчиненное положение и подвластны Верховному Господу. Согласно "Бхагавад-гите" живые существа, которые являются неотъемлемыми частицами Верховного Господа, тем не менее относятся к категории пракрити. Об этом ясно сказано в седьмой главе "Бхагавад-гиты": "Апареям итас тв аньям пракритим виддхи ме парам/джива бхутам - эта материальная природа суть Моя низшая пракрити, однако над ней стоит другая пракрити - джива бхутам, живое существо.

Сама материальная природа состоит из трех качеств - гун благости, страсти и невежества. Над ними властвует вечное время, а сочетание гун материальной природы под контролем и надзором вечного времени образует различные виды деятельности, которые называют кармой. Эта деятельность протекает с незапамятных времен и мы, пожиная ее плоды, страдаем или наслаждаемся. Предположим, к примеру, что я бизнесмен, которому в результате напряженного труда удалось стать владельцем огромного бансковского счета. В этом случае я выступаю в роли наслаждающегося, но затем мои дела расстроились и я потерял все свои деньги и в результате мне приходится страдать. Аналогичным образом, в какой бы сферы жизни мы не коснулись, повсюду живые существо либо наслаждаются результатами своей деятельности, либо страдают из-за них. Вот что такое карма.

Ишвара (Верховный Господь), джива (живое существо), пракрити (природа), кала (вечное время) и карма (деятельность) - обо всем этом рассказывается в "Бхагавад-гите". Из этих пяти Господь, живые существа, материальная природа и время являются вечными. Проявленное состояние пракрити может носить временный характер, но оно никогда не бывает иллюзорным. Некоторые ученые считают материальное проявление иллюзорным, но согласно философии "Бхагавад-гиты", которая является философией всех вайшнавов, это далеко не так. Согласно "Бхагавад-гите" проявленный мир не является иллюзорным; его считают реальным, однако временным. Этот мир сравнивают с тучей, которая появляется на небосклоне или с наступлением сезона дождей, когда колосья наливаются зерном. Как только сезон дождей заканчивается, и небо очищается от туч, поля, напоенные дождем, высыхают. Аналогичным образом, в назначенный срок материальный мир приходит в проявленное состояние, существует в течение некоторого времени, а затем исчезает. Так действует пракрити. Однако данный цикл повторяется вечно, поэтому пракрити является вечной; она отнюдь не иллюзорна. Господь называет ее: "Моя пракрити". Материальная природа является отделенной энергией Верховного Господа; в свою очередь, живые существа также составляют часть энергии Всевышнего, однако они не отделены от Господа, а вечно связаны с ним. Таким образом, Господь, живое существо, материальная природа и время связаны друг с другом и все они существуют вечно. Однако следующий элемент, карма, не является вечным. Кармические реакции могут приходить к нам из глубины веков. Пожиная плоды своей деятельности, мы с незапамятных времен страдаем или наслаждаемся, однако в наших силах изменить результаты кармы или деятельности. Все зависит от того, насколько совершенным знанием мы обладаем. Все мы заняты разного рода деятельностью. Нам, безусловно, неизвестно, какой деятельностью необходимо заниматься, чтобы вырваться из цепи действий и противодействий и освободиться от своей кармы. Однако, все это подробнейшим образом освящено в "Бхагавад-гите".

0

447

По своему положению Ишвара, Верховный Господь, обладает высшим сознанием. Будучи неотъемлемыми частицами Верховного Господа дживы, или живые существа, также наделены сознанием. Говорится, что живое существо и материальная природа относятся к категории пракрити, энергии Верховного Господа. Но одна из них, а именно джива, обладает сознанием, а другая, пракрити, лишена его. Этим они отличаются друг от друга. Вот почему джива, пракрити, которая обладает сознанием, подобным сознанию Господа, называют Его высшей энергией. Однако Господь является обладателем высшего сознания, и мы не должны заявлять будто таким же сознанием наделена джива, живое существо. Живое существо никогда не станет обладателем высшего сознания, какой бы ступени совершенства оно не достигло. И философия, которая пропагандирует подобные идеи, только вводит людей в заблуждение. Живое существо обладает сознанием, однако его сознание не является совершенным или высшим.

Об этой разнице между дживой и ишварой будет подробно рассказано в тринадцатой главе "Бхагавад-гиты". Господь - это кшетра-гьях, Он также, как и живое существо, обладает сознанием, однако сознание живого существа действует лишь в пределах одного определенного тела, а сознание, которым обладает Господь, распространяется на все тела. Находясь в сердце каждого живого существа, Господь знает о психических состояниях каждой дживы. Об этом не следует забывать. Говорится также, что Параматма, Верховная Личность Бога, пребывает в сердце каждого, как Ишвара - повелитель, и Он дает живому существу указания, которые помогают ему действовать в соответствии со своими желаниями. Живое существо забывает о том, что нужно делать. Сначала оно принимает решение действовать тем или иным образом, а затем запутывается в лабиринте собственной кармы. Оставляя одно тело, оно получает другое, подобно тому, как мы снимаем и надеваем одежду. Меняя таким образом тела, душа страдает и наслаждается плодами своих прошлых действий. ОДнако эти действия изменяются, когда живое существо достигает уровня гуны благости, возвращается в нормальное состояние и понимает как нужно действовать. Действуя надлежащим образом, живое существо изменяет свою карму; поэтому карму нельзя назвать вечной. Вот почему мы сказали, что из пяти элементов (Ишвара, джива, пракрити, время и карма) четыре являются вечными, а карма - преходящей.

Сходство между высшим сознанием Ишвары и сознанием живого существа заключается в следующем: как сознание Господа, так и сознание живого существа являются трансцендентными. Не следует думать, будто сознание возникает из материи. Это ошибочное представление. "Бхагавад-гита" отвергает идею о том, что в определенных условиях сознанием развивается из сочетания материальных элементов. Сознание живого существа может измениться, отражаясь от покрывающего материальной оболочки, подобно тому, как свет, отраженный от цветного стекла, принимает ту или иную окраску. Однако сознание Господа не подвержено влиянию материальных элементов. Господь Кришна говорит: "Майадхьякшена пракритих. Когда Он нисходит в материальную вселенную, Его сознание не попадает под влияние материи. Если бы Господь был подвержен ее влиянию, Он бы не смог говорить о трансцендентных предметах как Он делает это в "Бхагавад-гите". Только тот, чье сознание свободно от материальной скверны, способен рассказать нам о трансцендентной обители. Таким образом, Господь никогда не попадает под оскверняющее влияние материи. А наше сознание в данный момент осквернено ее. "Бхагавад-гита" призывает нас очистить свое сознание, которое стало материальным. Когда наше сознание очистится, мы будем действовать в соответствии с волей Ишвары и это сделает нас счастливыми. Дело не в том, что мы должны прекратить действовать вообще. Скорее нам необходимо очистить свои действия и такая очищенная деятельность получила название бхакти. Действия, которые совершает живое существо, достигшее уровня бхакти, внешне похожи на действия обыкновенных людей, с той лишь разницей, что в них нет и капли материальной скверны. Может показаться, будто преданный действует или работает совсем как обыкновенный человек; из-за скудости своих знаний он не понимает, что действия преданного Господа не осквернены нечистым сознанием или влиянием материи. Они трансцендентны по отношению к трем гунам материальной природы. Однако необходимо помнить, что в данный момент наше сознание является оскверненным.

0

448

Когда живые существа осквернены материальным, их называют обусловленными. Ложное сознание проявляется в том, что человек считает себя продуктом материальной природы; такое сознание называют ложным эго. Тот, кто мыслит в рамках телесной концепции жизни, не может осознать своего положения. Господь поведал "Бхагавад-гиту" для того, чтобы освободить людей от телесной концепции жизни, и Арджуна выступил в роли ученика, чтобы получить от господа это знание. Нам необходимо освободиться от телесных представлений о жизни; это первое, что должен сделать каждый трансценденталист. Тот, кто хочет избавиться от ложных концепций и достичь освобождения, должен прежде всего понять, что он не является материальным телом. Достичь мукти, или освобождения, значит избавиться от материального сознания. Определение мукти дано также в "Шримад-Бхагаватам": муктир хитваньятха-рупам сварупена вьявастхитих -  достичь мукти, значит освободиться от оскверненного сознания, которым обладают живые существа в материальном мире, и подняться на уровень чистого сознания (сделать свое сознание чистым). Все наставления "Бхагавад-гиты" преследуют одну цель - пробудить в живых существах чистое сознание. Поэтому в последней главе "Бхагавад-гиты" Кришна спрашивает Арджуну, очистил ли он свое сознание. Человек, обладающий чистым сознанием, действует в соответствии с указаниями Господа. В этом смысл и цель процесса очищения сознания. Будучи частицей Господа, мы уже обладаем сознанием, однако нам свойственно попадать под влияние низших гун. Между тем Господь, являясь Всевышним, никогда не попадает под их влияние. Такова разница между Верховным Господом и крошечными индивидуальными душами.

Что же такое сознание? Сознание - это "я - есть" означает: "Я господин всего, что вижу вокруг, я наслаждаюсь". Земля вращается только потому, что каждое живое существо считает себя господином и творцом материального мира. Материальное сознание состоит из двух психических элементов: "я - творец" и "я - наслаждающийся". Однако подлинным творцом и наслаждающимся является Верховный Господь, а живое существо, будучи частицей Верховного Господа не творит и не наслаждается, а лишь сотрудничает. Это его создают и им наслаждаются. Например, та или иная деталь в машине работает как часть всего механизма, а тот или иной орган нашего тела действует как часть всего тела, руки, ноги, глаза и многие другие органы, все это части тела; однако истинным наслаждающимся являются не они, а желудок. Ноги носят, а руками мы отправляем пищу в рот, зубы пережевывают ее - таким образом все части нашего тела стараются удовлетворить желудок, ибо он является главным органом, который питает и поддерживает весь организм. Таким образом все части нашего тела работают на желудок. Дерево питают, орошая его корень, а тело - обеспечивая пищей желудок; если мы хотим, чтобы наше тело было здоровым, то все его органы, сотрудничая друг с другом, должны обеспечивать пищей желудок. Аналогичным образом, Верховный Господь является наслаждающимся и творцом, а мы, зависимые живые существа, должны сотрудничать друг с другом для того, чтобы удовлетворить Его. Такое сотрудничество принесет нам истинную пользу подобно тому, как пища, отправленная в желудок, приносит пользу всему организму. Если пальцы на нашей руке вдруг решат, что вместо того, чтобы отправить пищу в желудок они должны съесть ее сами, их ждет разочарование. Главным творцом и главным наслаждающимся является Верховный Господь, а живые существа предназначены для того, чтобы быть Его помощниками. Сотрудничая с Господом, они наслаждаются. Между живым существом и Господом существуют отношения слуги и господина: когда господин полностью удовлетворен, его слуга также испытывает удовлетворение. Аналогичным образом, живые существа должны удовлетворять Верховного Господа несмотря на присущую им тенденцию становиться творцом и наслаждаться материальным миром.

0

449

Таким образом, читая "Бхагавад-гиту", мы узнаем, что полное целое включает в себя: Верховного Властителя, подвластных Ему живых существ, проявленный космос, вечное время и карму, или деятельность - обо всем этом рассказывается на страницах данной книги. Взятые во всей полноте, они составляют полное целое и это полное целое называют Абсолютной Истиной. Полное целое и полная Абсолютная Истина - суть полная Личность Бога, Шри Кришна. Все материальные проявления существуют благодаря различным энергиям Верховного Господа, который является полным целым.

В "Гите" также объясняется, что безличный Брахман равно как и все остальное, подчинен полной Верховной Личности (брахмано хи пратиштхахам). В "Брахма-сутре", где о Брахмане рассказывается более подробно, Его сравнивают с лучами солнечного света. Безличный Брахман - это сияющие лучи Верховной Личности Бога. Осознание безличного Брахмана также как и осознание Параматмы является неполным осознанием абсолютного целого. Из четырнадцатой главы "Бхагавад-гиты" мы узнаем, что Верховная Личность Бога, Пурушоттама, возвышается как над безличным Брахманом, так и над частичным аспектом, Параматмы. Верховную Личность Бога называют сач-чид-ананда-виграха. Самый первый стих "Брахма-самхиты" гласит: "ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах/анадир адир говиндах сарва-карана-каранам - Говинда, Кришна, является причиной всех причин. Он - главная причина и сама форма  вечности, знания и блаженства". Осознание безличного Брахмана является осознанием Его аспекта сад (вечности), осознание Параматмы - осознанием сач-чид (вечного знания), а осознание Личности Бога, Кришны - это осознание всей совокупности трансцендентных аспектов: сад, чид и ананда (вечности, знания и блаженства) в полной форме (виграха).

Менее разумные люди считают Высшую Истину безличной, тогда как в действительности Она является трансцендентной личностью, что подтверждают все ведические писания. Нитьо нитьянам четанаш четананам ("Катха Упанишад", 2.2.13). Подобно тому, как все мы - это индивидуальные живые существа, личности, Верховная Абсолютная Истина в конечном счете также является личностью и осознать Личность Бога значит осознать все трансцендентные аспекты Его полной формы. Полное целое отнюдь не бесформенно. Если бы Господь был лишен формы или в чем-то уступал чему бы то ни было, то Он не был бы полным целым. Полное целое должно заключать в себе все - и то, что доступно нашему опыту (восприятию) и то, что находится за его пределами. В противном случае Его нельзя называть полным.

Полное целое, Личность Бога, обладает огромным потенциалом энергий (парасья шактир вивидхайва шруяте). О точ, как Кришна действует в Своих разнообразных энергиях, также рассказывается в "Бхагавад-гите". Этот проявленный или материальный мир, где мы находимся в настоящее время, сам по себе является тоже полным, ибо согласно философии санкхьи 24 элемента, временно проявленных в материальной вселенной, полностью приспособлены для того, чтобы произвести все ресурсы, необходимые для сохранения и поддержания данной вселенной. Здесь нет ничего лишнего, как и нет недостатка в чем бы то ни было. У проявленного космоса есть свой срок существования, определенный энергией высшего целого, и когда он истечет, этот бренный мир будет разрушен в соответствии с полным замыслом полного целого. Маленькие полные образования, какими являются живые существа, обладают всем необходимым для того, чтобы постичь полное целое и всякого рода неполнота, которую они ощущают, проистекает из неполноты их знаний о полном целом. Поэтому "Бхагавад-гита" представляет собой полное изложение ведической мудрости.

Все ведическое знание является непогрешимым, поэтому индусы считают знание, заключенные в Ведах, полным и безупречным. Так коровий навоз является
экскрементами животного и согласно смрити или предписанию Вед, тот, кто коснулся экскрементов животного, должен очиститься, совершив омовение. Вместе с тем, Веды считают, что коровий навоз обладает очищающими (антисептическими) свойствами. Данное утверждение может показаться противоречивым, однако его считают истинным, ибо оно является ведическим предписанием и приняв его как истину, мы не совершим ошибки; сейчас ученые доказали, что коровий навоз содержит в себе все антисептические вещества. Таким образом, ведическое знание является полным, ибо оно стоит выше всех сомнений и погрешностей, а "Бхагавад-гита" представляет собой квинтэссенцию всего ведического знания.

Ведическое знание не является результатом научных исследований. Наша исследовательская деятельность весьма несовершенна, поскольку занимаясь ею, мы опираемся на свои несовершенные чувства. Нам нужно принять совершенное знание, которое, как сказано в "Бхагавад-гите", передается по парампаре (цепи ученической преемственности). Мы должны получить знание из истинного источника в цепи ученической преемственности, у начала которой стоит верховный гуру, Сам Господь, и которую продолжает последовтельность духовных учителей. Выступая в роли ученика и получая наставления от Господа Шри Кришны, Арджуна беспрекословно принимает все Его указания. Никто не в праве принимать какую-то одну часть "Бхагавад-гиты" и отвергать другую. Нет. Мы должны принять "Бхагавад-гиту" не давая ей собственных толкований, не вымарывая ее и не вмешиваясь в изложение в угоду собственным прихотям. К "Гите" нужно подходить как к самому совершенному изложению ведического знания. Ведическое знание получено из трансцендентных источников, и первые слова ведической мудрости произнес Сам Господь.

Слова, произнесенные Господом, называют апаурушея; это значит, что они отличны от слов обыкновенного человека, которому присущи четыре недостатка. Такой человек:

1. совершает ошибки;
2. постоянно пребывает в иллюзии;
3. склонен обманывать других;
4. ограничен своими несовершенными чувствами.

Обладая этими недостатками, человек не может дать исчерпывающей информации о всеобъемлющем знании.

0

450

Несовершенные живые существа не способны дать другим ведическое знание. Оно было вложено в сердце Брахмы, первого из сотворенных живых существ. И Брахма в свою очередь передал это знание своим сыновьям и ученикам в том виде, в каком получил его от Верховного Господа. Господь всесовершенен (пурнам) и Он не подчиняется законам материальной природы. Поэтому разумные люди понимают: Господь - единственный, кому принадлежит вселенная вместе со всем ее содержимым (единственный владетель всего сущего). Он - изначальный творец и создатель Брахмы. В одиннадцатой главе "Бхагавад-гиты" Арджуна обращаясь к Господу, называет Его прапитамахе: Брахму называют питамахой, дедом, а Господь - это тот, кто сотворил деда. Таким образом, никто из нас не должен считать владельцем чего бы то ни было. Человек должен принимать только то, что выделено ему Господом как его доля и необходимо для жизни.

Можно привести немало примеров того, как следует использовать то, что было выделено для нас Господом. Об этом также рассказывается в "Бхагавад-гите". В самом начале Арджуне решил не принимать участия в битве на Курукшетре. Это решение он принял самостоятельно. Арджуна сказал Господу, что не сможет наслаждаться царством, полученным ценою смерти своих родственников. Принимая такое решение, Арджуна действовал в рамках телесной концепции жизни, поскольку считал тело своей истинной сущностью, а своих братьев, племянников, шуринов и т. д. - своими родственниками или продолжением собственного тела. Следовательно, действуя подобным образом, Арджуна хотел удовлетворить потребности своего тела. Господь рассказал "Бхагавад-гиту" для того, чтобы изменить умонастроение Арджуны, и в результате Арджуна решил принять участие в битве, следуя указаниям Господа; при этом он сказал: "каришье вачанам тава -  я буду действовать, выполняя Твою волю".

Люди, живущие в материальном мире, не должны ссориться друг с другом, как кошки и собаки. Они должны быть достаточно разумными, чтобы понять важность человеческой жизни и перестать жить так, как живут животные. Человек должен осознать цель своей жизни и к этому призывают нас все ведические писания, квинтэссенцией которых является "Бхагавад-гита". Веды предназначены для людей, а не для животных. Одни животные могут убивать других не совершая при этом греха, когда же человек убивает животных ради удовлетворения своего ненасытного языка, он несет ответственность за нарушение законов природы. В "Бхагавад-гите" ясно сказано, что существует три вида деятельности, связанных с различными гунами материальной природы - деятельность в гуне благости, деятельность в гуне страсти и деятельность в гуне невежества. Аналогичным образом, есть три вида пищевых продуктов, которые находятся соответственно в гунах благости, страсти и невежества. Обо всем этом подробно рассказано на страницах "Бхагавад-гиты" и должным образом следуя ее наставлениям, мы сможем очистить свою жизнь и в конечном счете вырваться за пределы материального мира (яд гатва на нивартанте тад дхама парамам мама).

Мир, который простирается за пределами материального неба, называют санатана, вечной духовной обителью. Мы видим, что в материальном мире нет ничего что существовало бы вечно. Все, что в нем есть, в назначенный срок появляется на свет, существует в течение некоторого времени, производит побочные продукты, истощается и в конце концов погибает. Таков закон материального мира, действие которого распространяется на наше тело, на кусочек яблока и на все что угодно. Однако за пределами этого бренного мира находится другой мир, о котором рассказывают священные писания. Этот мир имеет другую природу и является санатаной, вечным. Дживу также называют санатаной, вечной. А в одиннадцатой главе "Бхагавад-гиты" санатаной называют Господа. Мы непосредственно связаны с Господом, и поскольку в качественном отношении все мы - санатана-дхама (духовная обитель), санатана - Верховная Личность и санатана - живые существа - неотличны друг от друга, цель "Бхагавад-гиты" состоит в том, чтобы возродить нашу санатана-деятельность или санатана-дхарму, вечную деятельность каждого существа. Все мы занимаемся различными видами деятельности, однако нашу деятельность можно очистить, если отказаться от временных занятий и посвятить себя деятельности, которую предписывает нам Верховный Господь. Тогда нашу жизнь можно будет назвать чистой.

0