Как сказано в вышеприведенной цитате NIKOLASа,
Если любое из всеохватных Богоявлений заявляет: "Я есмь Бог!", Он, воистину, речет правду, и никакое сомнение в отношении сего неуместно.
...однако ... Богоявления "ни в коем случае... не следует отождествлять с сей незримой Сущностью, с самой Божественной Сутью"
Казалось бы, эти два утверждения противоречат друг другу: как же – и Бог, и не Бог одновременно? Ответ на это кажущееся противоречие – двойственная природа Богоявления.
Богом Явителя можно назвать именно потому, что в Нем в совершенности воплощена суть Бога – Его Качества и Имена. Человеческий разум ограничен, к тому же, творению никогда не понять сути своего Творца (может ли горшок понять природу горшечника, который его слепил?). Поэтому для нас Явители являются максимальной возможностью понять природу Бога (Божественную Сущность). Т.е. большего воплощением Бога на земле, чем Явители, не бывает – и следовательно, для нас Они как бы Бог.
Почему «как бы»? Потому что Бог намного выше любого из Своих созданий, в том числе и Явителей – настолько выше, что нам не стоит даже пытаться вообразить себе, Чем Он является на самом деле. И поэтому, конечно же, хотя Явители и дают нам представление о Боге, мы не должны думать, что Бог – именно такой, какими мы видим Явителей. Ведь Явители приходят к нам в облике людей – это Их вторая природа, телесная, такая же, как у остальных людей. Бога же мы не можем и не должны представлять в виде человека. Но, разумеется, телесный облик – это не главная причина, по которой мы не должны отождествлять Явителей с Богом. Главная – в том, что Явители, каким бы совершенным отражением Бога на земли Они ни были, не могут равняться полностью сути Бога, Которая бесконечно превышает Их суть.
------------------------------------------
Когда бы любой из сих всеобъемлющих Богоявлений воскликнул: «Я есмь Бог», Он, подлинно, изрек бы истину, и в том не может быть никакого сомнения. Ибо неоднократно было показано, что через Их Откровение, через Их имена и признаки являются миру Откровение Божие, Его имя и Его признаки… А когда бы кто-нибудь из Них произнес: «Я есмь Посланник Божий», Он также говорил бы истину, неоспоримую истину. По сказанному Им: «Мухаммад не отец никому из ваших мужчин, но Он – Посланник Божий». В этом смысле все Они суть лишь Посланники сего совершенного Царя, сей неизменной Сущности. И когда бы каждый из Них возвестил: «Я есмь Печать Пророков», подлинно Он изрек бы лишь истину, в коей не может быть ни малейшего сомнения. Ибо все Они суть одна личность, одна душа, один дух, одно существо, одно откровение. Все Они суть явления «Начала» и «Конца», «Первого» и «Последнего», «Зримого» и «Сокрытого» – всего, что принадлежит Тому, Кто есть Сокровеннейший Дух всякого Духа и Вечная Суть всякой Сущности. А когда бы сказали Они: «Мы Слуги Божии», сие также было бы явной и неоспоримой истиной. Ибо явились Они в столь совершенном образе служения, подобного коему не достичь ни одному человеку. Посему, когда сии Сущности бытия глубоко погружались в океаны предвечной и непреходящей святости или воспаряли к высочайшим вершинам Божественных таинств, Они по праву утверждали, что Их речи суть Глас Божества, Призыв Самого Бога. Когда б раскрылось око проницательности, оно постигло бы, что в таком состоянии Они полагали Себя крайне ничтожными и несуществующими пред лицом Того, Кто Вездесущ и Нетленен. Полагаю, Они считали Себя лишенными какого-либо бытия, почитая богохульством упоминание о Себе при сем Дворе. Ибо при сем Дворе даже малейший шепот своего «я» есть свидетельство самоутверждения и независимого существования. В глазах тех, что достигли сего Двора, таковое допущение есть тяжкий грех.
Бахаулла, Китаб-и-Иган (Книга Несомненности)