Доказательства существования души
На сегодняшний день существует огромное количество доказательств существования души, здесь мы приведем лишь некоторые.
1) Постоянная смена тел, которую можно наблюдать уже в этой жизни (процесс внутренней реинкарнации, т.е.
обновления тела каждые 7-10 лет): «Как воплощенная в теле душа переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, так и в момент смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает» (Бхагавад-гита 2.13)
2) Священные писания говорят о теле как об одежде для души, ну и совершенно логично, что, когда одежда изнашивается мы выбрасываем ее без сожалений и надеваем новые: «Как человек, сбросив с себя старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставив старые и бесполезные» (Бхагавад-гита 2.22)
Первые два доказательства приведены из Священных писаний, все последующие основаны на логике, здравом смысле и повседневном опыте.
3) По своим характеристикам материя сама по себе мертва и инертна. Однако можно заметить, что материя, которая покрывает любое живое существо, приобретает другие свойства, например она растет, расцветает, она очень упорядочена, ощущает и т.д. Откуда такие сильные отличия? Энергия, которая заставляет материю приобретать такие свойства нематериальна и исходит из души.
4) Тело состоит из химических веществ и потому нуждается только в них, например мое тело не состоит из плутония или урана и поэтому мне не нужно есть пищу, содержащие эти элементы, и тело их не требует. Помимо грубого физического тела у нас есть тонкое тело ума (которое отлично от мозга, ибо мозг также состоит из химических элементов и потому ничего другого ему не нужно, а уму нужны более тонкие вещи). Потребности ума информация, эмоции или общение и творчество, т.е. самовыражение. И ум и тело временны, но возникает вопрос откуда в нас берется потребность быть вечным, которая есть у каждого, ведь никому не хочется умирать( хотя есть люди, которые добровольно кончают жизнь самоубийством, но это только лишь оттого, что они потеряли надежду на счастье, а т.к. желание быть счастливым сильнее желания просто жить, то мы и хотим прекратить свое существование. Веды об этом же говорят аспект ананды - счастья более важен чем аспект сат - существование). Потребность быть вечным исходит из души, которая состоит из вечности.
5) Страх смерти. Для материи разрушение естественно, и, если мы всего лишь кусок материи (что само по себе даже звучит глупо: «Я- кусок материи»), то откуда у нас появляется страх смерти( который, кстати говоря, самое сильное чувство, сопровождающее нас в течение жизни). Это возможно лишь потому, что смерть для нас неестественна, а значит я вечен( например кошка боится воды, т.к. для нее это неестественная среда обитания, но рыба нет). К тому же, Мы боимся только того, что испытали на опыте и почувствовали страдания от этого. Например, если я ожегся в детстве, я могу всю жизнь боятся огня. Но ведь мы не умирали в этой жизни, почему тогда мы боимся смерти, причем сильно боимся? Это говорит, что мы уже умирали много раз, поэтому этот страх такой сильный.
6) Материальные страдания. Мы противимся им всем существом. Этот мир исполнен страданий, все здесь преходяще. Но нас это не устраивает. Почему? Потому что мы вечны и не созданы для страданий. Но ведь страдания это норма для этого мира. Вывод: мы не принадлежим к этому миру. Мы из мира вечного, где все счастливы.
7) Удовольствия. У всех нас есть опыт наслаждений в этом мире, но никто не стал полностью удовлетворенным и счастливым от них, наоборот все разочарованы. Почему? Потому что мы ищем принципиально иного, вечного никогда не приедающегося и все время увеличивающегося счастья. Но такого в материальном мире нет, здесь все временно и все надоедает. Следовательно, я не принадлежу этому миру.
8) На протяжении всей истории человечества мы видим постоянные попытки создать общество мира, равенства, дружбы, справедливости. Но зачем? Тело наше имеет всего 4 потребности: еда, сон, секс и самозащита. Больше ему и не надо. Так кто же нуждается в этом? Это нужно духовной душе, которая предназначена жить в духовном мире, царстве Бога, который как раз и является, по словам всех Священных писаний, воплощением мира дружбы, равенства и справедливости.
9) Стремление любить. Это вообще удивительно, может ли в куске мяса с костями, обтянутым кожей, и ведущем борьбу за существование возникнуть потребность любить, отдавать и жертвовать собой? Разумеется, нет. Также можно рассмотреть состояние любви. Это самое сильное счастье для человека ( и не только для человека любовь чувствуют даже животные и растения). В этот момент человек теряет аппетит, ему не хочется спать, пропадает интерес к сексу, и он даже и не думает о защите этого тела. Т.е. в момент наивысшего счастья мы полностью забываем это тело и его потребности. Я становлюсь счастливым, когда забываю . это тело. Так как же я могу быть этим телом?
10) Институт религии и потребность в общении с Богом. Зачем это телу и уму? Незачем, но т.к. я душа, мне Бог нужен (причем институт религии существовал во всем человеческом обществе во все времена).
11) Сравним мертвое тело и живое. Например, если человек только что умер, в его теле сохранились все органы в надлежащем состоянии, в нем есть все нужные для жизнедеятельности химические вещества, но жизни нет. Вывод: жизнь - явление нематериальное, т.е. жизнь исходит из души, т.е. из меня, ведь я же живой.
12) Многочисленные опыты клинической смерти и выхода из тела во время них ( некоторые ученые, правда, пытаются объяснить это кислородным голоданием мозга или психотропными веществами, вводимыми пациенту, но есть случаи, когда мозг не функционировал и наркоза никакого не было, но человек все равно испытывал опыт выхода из тела и подробно потом описывал все события, которые он не мог воспринимать).
13) Память прошлых жизней. Американский ученый Ян Стивенсон собрал и научно задокументировал более 2500 подобных случаев. Этих случаев настолько много и они настолько невероятные, что даже самые скептичные ученые уже не могут просто так их отвергнуть.
14) Это можно понять аналитически. Я не рука, не голова, не нога, не почка, не сердце и т.д. Но ведь тело состоит только лишь из этого. Значит я не тело. Также часто бывает, что я хочу чего-то одного, а тело хочет другого, например мне нужно работать, а тело говорит, отдохни. Т.е. мои желания и желания тела не совпадают.
15) Наша речь. Я никогда не говорю я тело, я говорю мое тело, т.е. отделяю свое “я” от тела
16) Практический подход. Даже если я все же не верю в существование души, то какая философия полезнее в жизни: материализм или духовное понимание жизни? Материализм говорит, что я просто кусок мяса, обтянутый кожей, разве неудивительно, что в обществе, которое живет по таким представлениям, появляются маньяки, насильники, педофилы и прочие личности. С другой стороны, если я в каждом вижу частицу Бога, то стану ли причинять боль хоть кому-то? Нет. Все общество деградировало из-за представлений типа «живем раз в жизни, надо урвать от нее кусок пожирнее».
А существуют ли какие-то доказательства, что я это просто тело. Как ни странно, но нет, хотя все именно так и считают. Чтобы доказать, что я- тело, нужно или создать из химических элементов жизнь или оживить мертвое тело, заменив какой-то орган или введя туда недостающие химические вещества. На сегодняшний день ни одному ученому этого сделать не удалось. Поэтому доказательств у материалистов нет и быть не может. Они сами себе во всем противоречат. Все они мечтают о любви, но телу любовь не нужна, ему нужны лишь химические вещества, из которых оно состоит.
Вывод: Если я в самом деле вечная душа, отличная от тела, то какой смысл мне так беспокоиться об этом теле и жить только лишь для него. В таком случае я буду похож на безумного водителя, который думает лишь о своей машине и ничего не делает для себя. Я создан для любви, так зачем же мне находиться в мире, исполненном зависти. Наша цель, как говорят Священные писания, вернуться домой в вечный мир(который, без сомнения должен существовать, ведь если есть вечные души, то должен быть и вечный мир) и возродить наши отношения с бесконечно прекрасной и бескорыстно любящей нас Личностью Бога( наши отношения с Ним также существуют, ведь душа –частица Бога). Что нужно делать? Все просто. Нужно оставаться в том положении, в котором мы находимся сейчас, но при этом добавить к своей жизни общение с людьми, практикующими духовную жизнь и повторять Маха-мантру Харе Кришна(Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе). Это самые сильные способы возрождения духовного сознания и обретения совершенной любви, любви к Богу.
Благодарность Мадхусудана дасу за составление этого материала.