Вайшнавизм — высочайшая религия трансцендентной любви. Он включает в себя сущность всех учений, и при этом превосходит их все. Это религия полного самоотречения и абсолютного самопредания Всевышнему, в Котором «мы действуем, живем и существуем». В ней реализуются высочайшие устремления души.
Приняв вайшнавизм и следуя в жизни этому благородному учению, любой человек, независимо от социального положения, вероисповедания и цвета кожи, постепенно обретает высочайшее благо, хотя порой его духовное продвижение не всегда осознанно. Это истинно как для мужчин, так и для женщин. К тому же вайшнавизм прекрасно гармонирует с мягкостью и нежностью, являющимися основными качествами женской природы. По сути, это религия заботливой доброты, нежной любви и божественной милости.
Прежде чем стать истинным вайшнавом, человек должен полностью изжить в себе примитивное животное начало, а также отстраниться от грубой и напористой строгости, присущей мужчинам, и крайней неуверенности, присущей женщинам. Безусловно, называться вайшнавом — высочайшая привилегия человека. Быть истинным вайшнавом означает лицезреть Бога, любить Его и наслаждаться святыми и благословенными взаимоотношениями с Ним, пребывая на вечном и духовном плане бытия. Вайшнав находится с Богом в самых близких и привлекательных из всех любовных отношений. На высочайшем уровне вайшнавизма преданный встречается с Богом не как слуга с господином, сын — с родителями, ученик — с наставником или друг — с другом, но как со своим Возлюбленным: как невеста встречается с женихом или как возлюбленная со своим возлюбленным.
Для вайшнава Господь — самый близкий и дорогой из всех существ. Вайшнав никогда не будет счастлив, пока не увидит столь желанный сердцу образ лицом к лицу и во всех внешних объектах — как больших, так и маленьких, а также во всех ситуациях — как важных, так и незначительных. Для вайшнава его Господь — единственный деятель, единственный покровитель и единственный спаситель. Он причина всех причин, источник всей радости, жизнь и свет всего, что человек видит.
Вайшнав знает и верит, что, согласно одной точке зрения, Всемогущий Бог обладает неизменной природой, и эта природа не существует обособленно от Него. Он проявляется как вездесущая духовная суть всего сущего ради блага всех физических и психических усилий людей этого мира, и даже то, что называется материей, является ничем иным, как грубым и искаженным проявлением Его чистой и высочайшей божественной сущности.
С другой точки зрения, вайшнав видит, что, несмотря на то, что весь проявленный космос (эта вселенная) неизбежно уничтожается в результате маха-пралайи (вселенского разрушения), Господь вечно наслаждается в обществе Своих возлюбленных преданных в обители высочайшего блаженства, именуемой на таинственном языке Голокой. Не столь важно, расположена ли эта Голока в каком-либо месте или это особый план сознания. В обоих случаях счастье этих трансцендентных отношений одно и то же.
Шри Шримад Бхатисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур
Из журнала "The Harmonist"