Благодаря особой удаче человек может получить общение с вайшнавами (поклоняющимися Вишну, или Кришне), обрести вкус к повторению святого имени и, начав его повторять, самому стать вайшнавом, или преданным. При этом сама преданность Кришне является главным качеством. Затем благодаря повторению святого имени в нем постепенно проявятся все остальные качества святого. Поэтому такие качества называются вторичными, или побочными. Хотя они и являются второстепенными по отношению к главному, тем не менее они обязательно проявляются у истинного святого как результат правильного повторения святого имени.
1. Милостивый (крипалу)
Садху милосерден, так как желает добра всем живым существам, причем не только людям, но и животным, птицам и другим низшим формам, то есть всем живым существам, воплотившимся в материальном мире.
«Преданный Господа с одинаковым состраданием относится к каждому, будь то кошка, собака или дерево. Он старается помочь всем живым существам освободиться из материального плена»
Шримад-Бхагаватам, 3.25.21, ком.
2. Смиренный (аманитам)
Смирение означает, что человек не должен стремиться получать удовлетворение, принимая почтение от других. Это качество не внешнее. Оно является глубоким, искренним и естественным и приходит тогда, когда человек видит свою неудачу и искренне обращается к Кришне, раскаиваясь в прожитой жизни, направленной на удовлетворение своих ненасытных желаний, и прося занять его в преданном служении.
«Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно»
Шри Шри Шикшаштака, стих 3
3. Правдивость (сатья-сара)
Правдивость ученика заключается в следовании своему обещанию избегать греховных действий и в ежедневном повторении на четках 16 кругов джапы – святого имени в форме маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе). Однако, прежде всего, он должен быть правдив в высшем смысле, действуя не ради самого себя, а ради служения Всевышнему.
4. Одинаковое отношение ко всем (сама)
Преданный видит индивидуальную и Высшую душу в сердце каждого живого существа. Он относится к живому существу в соответствии с тем положением, которое оно занимает в этом мире, но одновременно делает все, чтобы наибольшей степени способствовать его духовному развитию.
5. Безупречность (нидоша)
Вайшнав, который посвящает свое тело, ум, и речь Кришне и всегда старается исполнить волю Господа, считается безупречным.
В качестве примера можно привести Луну, на поверхности которой видны пятна, кажущиеся изъянами. Однако эти пятна не могут воспрепятствовать свету, исходящему от полной Луны.
Подобным же образом небольшой недостаток в характере преданного не должен рассматриваться как несовершенство, если такой преданный занят непрерывным преданным служением. Привязанность к Кришне – это океан трансцендентного блаженства, в котором небольшое пятно материального несовершенства не имеет никакого значения.
6. Великодушие (ваданья)
Преданный великодушен, так как знает, что любовь к Кришне является величайшей ценностью на свете, и потому раздает ее, не имея никаких личных мотивов, и в этом ему невозможно помешать. Его милость не знает границ, ничто не может сравниться с удачей тех, кто принимает этот дар.
«Я приношу свои поклоны Господу Чайтанье Махапрабху, который является самым щедрым воплощением, поскольку Он свободно раздает то, что никогда не давалось прежде, – чистую любовь к Богу.»
Шрила Рупа Госвами
7. Спокойствие и мягкость (мриду)
Вайшнав не гонится за призрачным материальным счастьем и знает, что за ним следует страдание. Он всегда остается умиротворенным, поскольку находится в сознании Кришны – внутреннем состоянии служения. Его спокойствие и мягкость происходят не от робости, а из чувства глубокого удовлетворения. В своем спокойствии он подобен великому океану. Все люди возбуждены и любят поболтать, обсуждая мирские события, свои удачи и неудачи. Преданный же всецело полагается на Кришну и просто пытается исполнять волю Господа.
8. Чистота (шучи)
Движение Сознание Кришны призвано произвести в мире «революцию чистоты», распространяя не только принципы гигиены, но и, что еще более важно, проповедуя очищение сердца повторением маха-мантры Харе Кришна.
«Законы религии основаны не на догмах или изобретенных человеком формулах, а на четырех важнейших регулирующих принципах: аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости… Соблюдение телесной чистоты может помочь до некоторой степени, но еще в большей мере необходима чистота ума, а она достигается прославлением Верховного Господа. Не прославляя Верховного Господа, невозможно избавиться от пыли, накопившейся в уме. Безбожная цивилизация не может очистить ум человека, так как она не имеет понятия о Боге.»
Шримад-Бхагаватам, 1.17.25, ком.
9. Отсутствие материальной собственности (акинчана)
Высшая ступень духовного осознания – видеть, что все принадлежит Кришне. Но преданный, будучи бесстрашным, сострадательным и воодушевленным, не удовлетворяется простым пониманием того, что все принадлежит Кришне. Преданный использует все в своем служении Господу, чтобы весь мир мог получить благо.
10. Работа на благо каждого (сарвопакарака)
Преданный совершает свою деятельность на благо каждого, так как сознание Кришны предназначено для всего человечества и для всех форм жизни. Оно обращено не к какой-то определенной расе, национальности или полу, а ко всем живым существам.
«Долг каждого живого существа — действовать на благо другим своей жизнью, имуществом, разумом и речью.»
Шримад-Бхагаватам, 10.22.35
11. Умиротворение (шанта)
Под словом «умиротворение» подразумевается не какое-то идеальное физическое состояние, которое может быть нарушено в любой момент. Умиротворение – это состояние души, пребывающей в гармонии с Господом, а это возможно только для преданного, осознающего, что Кришна есть все. Осознание того, что ничто не существует помимо Кришны, – основа мира и бесстрашия.
«Человек, полностью осознавший, что Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение.»
Бхагавад-гита, 5.29
12. Вручение себя Кришне (кришнаика-шарана)
Когда мы практикуем сознание Кришны, мы учимся предаваться. Преданный, полностью посвятивший свою жизнь Кришне, всегда занят какой-либо деятельностью и не теряет ни секунды. Он стремится к тому, чтобы полностью вручить себя Кришне и, освободившись таким образом от всех материальных желаний, служить Господу все больше и больше.
«Я больше не знаю, в чем состоит мой долг, и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания. Поэтому прошу, скажи прямо, что лучше для меня. Отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе, — наставляй же меня»
Бхагавад-гита, 2.7
13. Свобода от эгоистических желаний (акама)
Полностью погрузившись в преданное служение, преданный замечает, что благодаря такой деятельности в сознании Кришны все его материальные желания полностью удовлетворены. У него больше нет никаких материальных желаний, он страстно желает лишь одного – служить Господу.
14. Безразличие к материальным приобретениям (аниха)
Преданный может использовать материальные вещи в служении Кришне, но он не привязывается к этим вещам и не зависит от них. Он может служить Кришне, имея миллионы долларов, строя здания и издавая многочисленные книги о сознании Кришны.
Но если у него нет материальных ценностей, он может служить Кришне, просто повторяя маха-мантру Харе Кришна.
15. Стойкость (стхира)
Вайшнав имеет это качество, если его осознание Кришну приводит к тому, что никакие соблазны, несчастья или противоречивые философские теории не могут поколебать его решимость выполнять указания гуру и Кришны.
«Тот, кто одинаково взирает на друзей и врагов, кто одинаково встречает почет и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, славу и позор, кто никогда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кто не беспокоится о пристанище, кто непоколебимо утвердился в знании и преданно служит Мне, — тот очень дорог Мне»
Бхагавад-гита. 12.18
16. Контроль шести плохих качеств (виджита-шад-гуна)
Шесть плохих качеств – это вожделение, гнев, жадность, иллюзия, зависть и безумие. Контроль чувств становится возможным не за счет их сдерживания или механического подавления, а благодаря знанию и обретению духовного вкуса. Основными качествами, мешающими познать Бога, являются первые три:
«В этот ад ведут трое ворот: вожделение, гнев и жадность. Каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу»
Бхагавад-гита. 16.21
17. Принятие только необходимого количества пищи (мита бхук)
Шрила Прабхупада, основатель-ачарья ИСККОН, который прекрасно знал Аюрведу (древнюю медицину Индии), говорил: «Наполняйте четверть своего желудка водой, половину пищей, а оставшуюся четверть – воздухом. Не переедайте». Это положение полностью совпадает с предупреждением современной медицины о вреде переедания.
«О Арджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно»
Бхагавад-гита. 6.16
18. Свобода от опьянения материальными соблазнами (апраматта)
Вайшнав сокращает свои материальные нужды до разумного минимума и отдает свою жизнь не потаканию своих мимолетных прихотей, а служению Кришне. Поэтому его жизнь является истинным образцом умеренности, уравновешенности и здравомыслия.
19. Почтительность (манада)
Преданный всегда оказывает почтение другим, не требуя почтения к себе, и с уважением относится ко всем живым существам. Он понимает, что жизнь всем дал Кришна, и у него нет никакого права отнимать ее.
20. Свобода от ложного престижа (амани)
Ложный престиж можно понимать двояко:
1. Объекты наших устремлений в действительности не представляют такой уж ценности, как порой кажется.
2. Наши претензии на обладание каким-либо желанным объектом или положением незаконны.
Вайшнав свободен от обоих видов ложного престижа. Он не прельщается блеском материальных достояний, так как знает, что все привлекательное – это всего лишь тень Кришны, который является всепривлекающей причиной всех причин.
21. Серьезность (гамбхира)
В сознании Кришны много радостных моментов, однако отказаться от материальной жизни и подготовиться к возвращению обратно к Богу – непростая задача для обусловленной души. Быть серьезным – это значит осознавать конечную цель и всегда думать о том, как развивать свою любовь к Кришне и Его любимым преданным.
22. Сострадательность (каруна)
Сострадание заключается в проповеди, потому что самое высшее предназначение человеческой формы жизни – разорвать круг рождений и смертей, пробудить дремлющую в сердце любовь к Богу (прему) и вернуться в духовный мир, в котором нет тревог и скорби. Преданный хочет доставить удовольствие Кришне и стать счастливым не только сам, но и дать счастье всем живым существам, и потому проповедует.
23. Дружелюбие (майтри)
Вайшнав – друг каждого, так как он ведет всех к Кришне. А Кришна – лучший друг всех живых существ.
24. Поэтичность (кави)
Помимо того, что преданный может сочинять стихи, он еще наделен поэтическим восприятием мира. Он выходит за рамки обыденности и ощущает присутствие Кришны в чистой воде, солнечном и лунном свете. Преданный использует свою речь для прославления Господа и созерцает своим внутренним взором удивительную красоту Шри Кришны, Верховной Личности Бога. Каждую минуту преданный по-новому переживает сознание Кришны.
25. Искусность в делах (дакша)
Это признак опытного преданного. Тот, кто только начинает преданное служение, всегда немного неуклюж. Однако с течением времени приходит умение, и его служение становится совершенным.
26. Молчаливость (мауни)
Молчаливость вайшнава заключается в том, что он никогда не говорит чепухи. Но когда он говорит, все его слова посвящены прославлению Шри Кришны и связаны со служением Ему.
Отредактировано miumiu (Четверг, 21 июня, 2018г. 11:53)