Почему Сталин реабилитировал героев истории России
9 ноября 1941 года в своей знаменитой речи глава коммунистического Советского Союза Сталин предложил народу страны советов вдохновляться не только знаменем Ленина, но и «мужественным образом наших великих предков»: Кутузова, Суворова, Донского, Невского, Минина и Пожарского. У ортодоксальных коммунистов этот список вызвал негодование.
«…будет сражаться за Россию»
В начале осени 1941 года в своей беседе с американским политиком Гарриманом Сталин сказал, что народ не хочется сражаться за мировую революцию, но, возможно, будет сражаться за Россию.
Конечно, после летней кампании 41-го года стало понятно, что коммунистическая идеология не может мобилизовать людей к борьбе с врагом в таких тяжелых условиях, а потому народу была необходима ориентация на нечто большее, чем абстрактная идея мировой революции. Сражаться за свободу, во имя справедливости, совершая таким образом особую миссию, гораздо понятнее.
Однако при трактовке тех или иных слов важно помнить об их адресате. Уже в сентябре 41-го года было понятно, что СССР без помощи союзников будет совсем трудно выиграть войну. И Сталин таким образом намекал, что она затянется, следовательно, американцы только выиграют, если помогут СССР.
Штаты же выжидали и только в ноябре присоединили Советский Союз к программе ленд-лиза, которая не только принесла американцам неплохие доходы, но и спасла жизни многих советских солдат.
Однако при этом так называемая некоторыми историками сталинская реставрация началась значительно раньше.
Война учебников по истории СССР
В 1934 году в Советском Союзе начался конкурс на написание лучшего исторического учебника для советских школ. Бухарин, входивший в комиссию конкурса, считал необходимым изображать Россию дореволюционную исключительно как «тюрьмы народов», которая враждебно относилась к просвещению, науке и любому прогрессу.
По бухаринской рекомендации был написан учебник, который представлял контрастную историю, где все революционное окрашивалось в светлый оттенок, а дореволюционное подавалось в темном цвете. В результате такие исторические личности, как Минин и Пожарский стали контрреволюционерами, которые занимались ни чем иным, как служением губительному монархическому режиму.
Однако такой учебник конкурс проиграл, и на школьные парты 3-4 классов средней школы отправились книги, написанные по проекту Андрея Васильевича Шестакова. Эти учебники предлагали менее радикальный взгляд на историю России: советский период был органическим продолжением героических страниц прошлого Руси и Российской империи.[С-BLOCK]
До этого, еще в 1930-м году из ссылки были реанимированы многие историки, обвиненные в симпатиях к монархизму. Среди них были Бахрушин, Веселовский, Готье, Тарле и другие.
Результатом пересмотра Сталиным истории в 1937 году стало осуждение левого уклона в истории. Особенно это касалось периода крещения Руси, ордынской политики Александра Невского, присоединения Грузии и Украины, а также жесткого подавление мятежей Петром.
Именно в 1937 фильм «Петр Первый» открыл череду эпических кинолент, которые не только рассказывали о героических страницах истории России, но и показывали силу характеров и гений русских полководцев. Через год появилась лента «Александр Невский», в 1939 году вышел фильм «Минин и Пожарский», еще через год появился «Суворов». Кинопроизводство не останавливалось и во время войны -были сняты «Кутузов» и «Иван Грозный».
Историческая речь
В ноябре 41-го года положение Советского Союза оставалось очень тяжелым: многие западные территории были оккупированы, Ленинград уже третий месяц находился под блокадой, а за Москву шла серьезная битва.
Именно в такой момент Сталин решил провести парад на Красной площади по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции. В своей речи вождь не рассказывал советскому народу о Марксе, а говорил об особой освободительной миссии по отношению к порабощенным народам Европы и взывал к исторической памяти:
«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».
Важно, что это послание слышали не только находящиеся в тот момент на Красной площади, но и все жители Советского Союза, а также его враги и союзники.
«Русский народ – царист»
По мнению историка Багдасаряна, модель государственного управления Сталина выстраивалась по цезарианским формулам, а положенный в основу политического режима «принцип вождизма восстанавливал де-факто монархическую власть, лишенную внешнего лоска царскосельского периода».
Остались свидетельства того, что в 1920-х годах Сталин уже рассуждал об особом мировоззрении русского народа, который «любит, когда во главе государства стоит какой-то один человек».
В результате при Сталине произошла не столько реабилитация монархического строя, сколько возрождение отдельных представителей царской власти. И речь не только о Дмитрии Донском и Александре Невском, но и об Иване Грозном, которого советский вождь называл своим учителем.[С-BLOCK]
В рекомендациях для Эзенштейна Сталин писал, что мудрость этого царя заключалась в неприятии иностранцев в свою страну и ограждении ее от иностранного влияния.
Это высказывание, во многом, нашло отражение в последовательной политике Сталина по увольнению из армии представителей иностранных национальностей, а после и по депортации народов.
Неудивительно, что при произнесении тоста по случаю Победы вождь сделал акцент на роли народа как творца истории и отметил, что основная тяжесть войны легла именно на плечи русских.[С-BLOCK]
Так что судя по всему, Сталин строил новую империю, где не было поклонения перед Западом, а во главу ставилось русское. Доказательством этому служит и то, что помимо прочего была возрождена гвардия, появились полководческие ордена, аборты стали уголовно наказуемыми, а в 1943 году было восстановлено патриаршество и распущен Коминтерн; более того, в новом государственном гимне звучали слова про великую Русь, а во всех присоединенных республиках латиница и арабица заменялись кириллицей.
Какой бы противоречивой ни была фигура Сталина, очевидно, что у бывшего революционера был свой, далекий от марксизма-ленинизма взгляд на развитие Советского Союза, а потому он не то, что не скрывал, а акцентировал внимание на героических поступках исторических деятелей, несмотря на их идеологическое несоответствие.
Ссылка