Глава 2. Корпорация «РПЦ»
Корпорация РПЦ. Брэнд "православное"
Американская компания "Святой источник" платила откат местному епископу за помощь в уклонении от налогов и православную этикетку с его подписью
© «Русский курьер», 23.06.2004, "Корпорация РПЦ"
Людмила Мехонцева
Околоцерковная хозяйственная деятельность - тема закрытая и мало изученная, хотя о ней ходит масса самых противоречивых слухов. Сами отцы церкви, по вполне понятным причинам, говорить об этом избегают. Поэтому рассказать о церкви как субъекте экономических отношений мы попросили директора Института изучения религии стран Балтии и СНГ, кандидата исторических наук Николая Митрохина.
-Что такое Русская Православная Церковь, как субъект экономической деятельности?
-РПЦ – это гигантская корпорация, где под единой маркой действуют сотни тысяч самостоятельных экономических агентов. Начиная с небольших предприятий, создаваемых отдельными священниками и заканчивая общецерковными предприятиями.
- И каков масштаб ее деятельности, ее доля в российской экономике?
- В течение года РПЦ получает от своей хозяйственной деятельности такие же доходы, как средняя металлургическая компания. В общероссийских масштабах это, конечно, не много. Но помимо этого, церковь контролирует еще некоторое количество предприятий, имеющих более значимые обороты. Кроме того, существуют пожертвования от государственных и частных компаний на различные православные программы. И эта сумма уже в два – три раза больше тех средств, которые церковь зарабатывает
самостоятельно.
- Почему так скудны официальные данные об экономике РПЦ?
- Потому, что сами управляющие органы церкви не обладают внятной информацией о том, чем занимаются отдельные подразделения – епархии, приходы. Кроме того, церковь привычно скрывает все данные о своей экономической деятельности, потому, что многие источники ее средств противоречат тем ожиданиям, которые люди возлагают на церковь. Это и игра на финансовых рынках, и экспорт нефти, и получение от государства квот на ввоз некоторых товаров и т. д.
( Читатель наверняка помнит, как переполошились «святые отцы» всех конфессий, когда вводились ИНН? Все дружно кричали, что ИНН – это «печать дьявола!»
Причина – совсем не в «печати».
Они всю жизнь «работали» с черным налом и страшно перепугались, что теперь их доходы станут прозрачными, да еще, - свят, свят, пронеси, господи! – заставят платить налоги!
Но мошенники никогда налогов не платят… И не только в России, хотя в России - особенно.
Теперь понятно, почему они успокоились?
И ни про никакую «печать» не вспоминают?
Вставка наша – Б.Л.)
- Из каких же средств складываются общецерковные доходы?
- Формально они должны складываться из поступлений из епархий и результатов деятельности синодальных отделов. Но по информации, официально оглашаемой на Архиерейских Соборах, доходы складываются из доходов от деятельности общецерковного предприятия «Софрино» и гостиницы «Даниловская».
Плюс около 50% средств Московская Патриархия получает от некоторых операций на финансовом рынке, управляя временно свободными денежными средствами. А доходы от епархий составляют всего около 2,5 % от общей суммы. Бюджет же конкретных отделов Патриархии на самом деле никогда публично не раскрывался.
- И на что все эти деньги тратятся?
- По утверждению церкви, основной бюджет уходит на содержание трех учебных заведений общецерковного значения. Но сейчас самое крупное из них передано на баланс Троице-Сергиевой лавры, так что в данный момент средства расходуются, видимо, на проведение презентаций и «содержание» аппарата. А в случае каких-то экстренных расходов привлекаются спонсоры. Например, когда Патриарх едет в детский дом, деньги на подарки дает кто-то из православных предпринимателей.
- А как же восстановление храмов?
- Нет, этим занимается государство и окологосударственные компании. Почти все крупнейшие корпорации имеют специальные программы по строительству храмов. Сама церковь не способна ни строить храмы, ни поводить их серьезную реконструкцию.
Церкви было передано около 15 000 объектов недвижимости в долгосрочную аренду – фактически в собственность. Инвентаризации доселе не проводилось, что с ними стало, никто не знает.
Самый показательный случай произошел в Ульяновске. В доме, в котором до революции размещалось Епархиальное управление, открыли кафе. Когда это здание было передано церкви под обещание открыть здесь приют, кафе просто перезаключило договор аренды теперь уже с церковью.
Кроме того, существует огромное количество объектов собственности, которые церкви не нужны. Недавно, в Новгородской области я наткнулся на заброшенный монастырский комплекс во вполне приличном состоянии. Теоретически, епархия могла бы его потребовать, но что она с ним будет делать? Его надо восстановить, туда надо проложить дорогу, поселить монахов.
А средств и монахов нет.
Во Владимирской области, из 900 имеющихся храмов церкви передано около 400. А если ей передать еще пятьсот зданий (хотя она их, насколько известно, и не просит), где епархия возьмет средства, чтобы их восстановить?
И так уже священники жалуются, что их все компании с порога отсылают: «Мы уже давали и на этот храм и на этот».
А главное - кто туда будет ходить?
Патриарх, на последнем Епархиальном собрании сказал, что количество прихожан уменьшается. И это не связано с открытием новых храмов.
- К чему, по вашему мнению, ведет ужесточение государственной налоговой политики в отношении церкви?
- К тому, чтобы в среднесрочной перспективе, священники стали государственными служащими, т.е. получали зарплату от государства. С одной стороны, церковь этого не хочет, с другой, ей необходимо получить государственную поддержку, иначе множество приходов скоро придется закрывать. Обеспечить себя за счет прихожан может только священник из крупного города, а тот, кто служит в деревне, кормится только с собственного огорода. И сколько лет он будет терпеть такую ситуацию? Я считаю, что религиозные организации должны выживать сами. Но пока мы видим, что государство финансирует большие церковные образовательные программы, православная энциклопедия выходит за счет государства, государство на грани того, чтобы начать полноценно финансировать преподавание основ православной культуры, и думаю, дело дойдет до того, что провинциальные священники охотно примут, как это было до революции, государственную зарплату.
( То есть, независимо о того, нуждаетесь вы в услугах попов или вы их на дух не переносите, считая их откровенными тунеядцами, их содержание повесят на вашу шею, господа налогоплательщики.
А поскольку государственный бюджет не безразмерный, да еще и дефицитный, деньги отнимут у каких-нибудь социальных программ – у детей, стариков, инвалидов и других, по настоящему нуждающихся.
Вставка наша – Б.Л.)