"В результате неудачного спуска на горных лыжах в Швейцарии сломал правую ключицу"
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл дезинформирует Патриарха, грузчики ВИП-зала "Шереметьево" свидетельствуют
Оригинал этого материала
© "Московский Комсомолец", 19.03.2007, Спор и собор
Сергей Бычков
В редакцию с письмом по поводу публикации нашего корреспондента Сергея Бычкова обратился протоиерей Всеволод Чаплин. Он просил опубликовать свое мнение без сокращений, что мы и делаем. Однако автор статьи оставил за собой право на комментарий.
Ошибся? Нет, солгал…
Протоиерей Всеволод Чаплин
В статье Сергея Бычкова “Соборян не допустили к кубышке” (“МК” от 9 марта 2007 года) содержится масса откровенных нелепостей, которые расходятся с реальностью и порочат Всемирный русский народный собор — общественный форум, возглавляемый Святейшим Патриархом Алексием II. Речь в материале идет об XI Соборе, прошедшем 5—7 марта. Тема Собора указана неверно, и это только начало несовпадений текста с реальными событиями.
Читаем дальше: Собор якобы “был приурочен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) к грядущим выборам в ряде регионов Законодательных собраний”. Благословение на Собор дал Святейший Патриарх, ни один кандидат в заксобрания на форуме не выступал, речь о выборах там вообще не шла. Далее по тексту: “Неясно даже, сколько “соборян” присутствовало в храме Христа Спасителя”. Данные об участниках были оглашены на пресс-конференции 7 марта и размещены в Интернете: всего в Соборе участвовало 1910 человек, на открытии в храме Христа Спасителя было 1560 участников. “Ни одного сколько бы значимого (двойка по русскому. — Прот. В.Ч.) светского деятеля, кроме полпреда Георгия Полтавченко, на Соборе не было”. Опять неправда. Были министр культуры Александр Соколов, вице-спикеры Госдумы и Совета Федерации, глава ТПП Евгений Примаков, многие депутаты, журналисты, общественные деятели.
Цели Собора г-н Бычков определяет по-своему. “Главная цель Всемирного русского, — пишет С.Бычков, — как ее накануне определил “мотор” Собора — владыка Гундяев, разбить кубышку. То бишь Стабилизационный фонд”. Такие слова никогда и никем не говорились. Предложение использовать часть этого фонда для развития российской экономики и на благо людям никак нельзя интерпретировать словами, примененными автором статьи. С.Бычков пишет об “угрозе неподчинения Церкви государству”, приводя фразу, где о Церкви вообще речи не идет, к тому же Собор не говорит от ее лица. Налицо — очередной политический донос. Далее: “Кстати, в прошлом году РПЦ добилась полного освобождения от налогов всех своих структур”. Ничего подобного — многие налоги церковными структурами выплачиваются. “Как бы резко ни высказывался тот же владыка Гундяев в адрес епископа Чукотского Диомида, но многое в Соборном слове буквально заимствовано из его Обращения”. Опять взято с потолка — ни одного слова, ни одной мысли в этих документах не совпадают.
Еще одна странная неточность: “Митрополит Кирилл сторонился не только соборян. Его охрана не подпускала к нему даже прихожан, пытавшихся взять благословение у идеолога РПЦ”. На самом деле митрополит общался с широким кругом людей, обедал вместе с участниками Собора. Наконец, последний перл: “Из близкого юридического окружения нам стало известно, что на Масленицу 60-летний митрополит по обычаю решил покататься на горных лыжах в любимой Швейцарии. В результате неудачного спуска он сломал правую ключицу и теперь лишен возможности не только благословлять, но и совершать богослужение”. На самом деле несчастный случай с митрополитом произошел в Москве, виной чему — тот очевидный факт, что коммунальные службы не очень хорошо следят за состоянием городских улиц.
Не стану давать оценки нравственному облику г-на Бычкова — сделаю это в различных СМИ в самое ближайшее время. Здесь же хочу выразить свою убежденность, что журналист, более 20 лет пишущий о Церкви и религиозно-общественной жизни, не может по наивности противоречить очевидным и общеизвестным фактам. Значит, налицо — прямая неправда. В который раз.
А это – ответная отповедь церковному клоуну.
“Не понимаю, зачем нас потчевать сказками”
Ознакомившись с посланием зампреда Отдела внешних церковных связей РПЦ Чаплина, в очередной раз удивился его отношению к простому народу и журналистам. Вспоминаются (слегка перефразирую) строки Пушкина: “...Все предрассудки истребя, он почитает всех нулями, а единицею себя”. Величие зампреда настолько велико, что он даже не замечает, что Собор и форум — это не синонимы. Если ОВЦС созывает Земские Соборы, традиционные для Руси, то на этот случай разработан нашими предками определенный регламент. В данном случае он соблюден не был. Довольно странно, что Земские Соборы созываются церковными структурами, поскольку в современной России Церковь отделена от государства. Кто проверял количество так называемых соборян? Чаплин дает две цифры — и обе под 2 тысячи участников. В то время как Зал церковных соборов храма Христа Спасителя, где происходило открытие форума, рассчитан ровно на 1300 человек. Что, с арифметикой плоховато? Если Собор всемирный, то кто из зарубежья представлял многомиллионную российскую эмиграцию? Обо всем этом зампред предпочитает умалчивать. Он выдергивает отдельные, не понравившиеся ему фразы.
Что касается налогов и отчислений в Пенсионный фонд, то советую г-ну Чаплину обратиться к архиепископу Екатеринбургскому Викентию, который приобрел фарфоровое производство “Сысерть”. Пусть он поведает ему о своих проблемах с налоговыми органами. Накануне так называемого Собора митрополит Кирилл в одном из интервью (которое я цитирую в своей статье “Соборян не допустили к кубышке”) прямо заявил, что одна из центральных тем форума (воспользуюсь более точным термином самого зампреда) — использование денег Стабилизационного фонда. Какое отношение РПЦ имеет к Стабфонду?
Я постоянно говорю о границе, которая должна пролегать между Церковью и государством. Цель Церкви на земле — спасать души человеческие. Цель государства — чтобы наша жизнь окончательно не превратилась в ад. Отдел внешних церковных связей РПЦ все больше напоминает Идеологический отдел ЦК КПСС. А митрополит Кирилл (Гундяев) — Михаила Суслова. С той разницей, что Суслов был настоящим партийным аскетом. Чего не скажешь о митрополите Кирилле. Что касается обращения епископа Чукотского и Анадырского Диомида, то многое из того, что он публично и мужественно сказал на всю Россию, вошло едва ли не цитатами в так называемое Соборное слово.
Не понимаю, зачем зампреду потчевать нас сказками, что якобы владыка Гундяев, крепкий, спортивный человек, гуляет по скользким тротуарам Москвы и так неудачно падает, что ломает именно правую ключицу? Право, безответственное сочинение. Ему, быть может, найдется место в художественных писаниях г-на Чаплина под названием “Лоскутки”, но отнюдь не в обличительном письме.
Патриарху была озвучена другая версия. Якобы прогуливая вечером своих любимых кавказских овчарок на даче в Серебряном Бору, митрополит был опрокинут ими и пролетел лицом вниз несколько метров. В результате этого падения и была сломана ключица. Однако мы побеседовали с грузчиками ВИП-зала международного аэровокзала “Шереметьево”, которые знают Гундяева как отца родного. Они засвидетельствовали, что по возвращении из загранкомандировки в середине февраля владыка вышел в зал в необычном виде. Правая рука была на перевязи, а заветный кейс владыка сжимал левой рукой. В ОВЦС этот кейс называют “ядерным чемоданчиком”.
Почему Юрий Лужков не постыдился явиться на публике с синяком на лбу, признавшись, что упал во время спуска на лыжах с горного склона? Почему губернатор Калифорнии Шварценеггер выступил перед огромной аудиторией на костылях, объяснив, что сломал ногу, катаясь на горных лыжах?
Зачем же понадобилось господам Гундяеву и Чаплину громоздить столько лжи вокруг столь банальных событий? Один пытается выдать случайное сборище за Всемирный собор, пачкая и принижая веками освященное на Руси понятие соборного разума.
Другой, пытаясь скрыть роскошный образ жизни, яростно борется за имидж борца с этой самой роскошью. Неужели эти господа забыли слова Христа: “Нет ничего тайного, что не стало бы явным”.
***