Я в общем понял тебя )). Проблема в определениях и словоупотреблениях (типа ты говоришь низший, примитивный, а я говорю первый, древнейший ). По сути разницы нет. Разница в оценке.
Я посмотрел в Википедии, что такое духовность, и те определения меня не удоволетворили. Нашё более интересную точку зрения :
Что такое духовность
Ниже дается определение духовности.
Духовность - понятие весьма эфемерное, но очень важное для темы социальных процессов. Есть, например, такое определение: духовность человека определяется ценностями. Чем меньше предпочтений он оказывает материальным ценностям, тем выше духовность. Однако, власть и тщеславие, порой, не нацелены на материальный достаток, но может ли это быть признаком духовности власти и тщеславия?
Иногда явно указывают на важность именно духовных ценностей. Но что это такое? Разве у атеиста нет духовных ценностей? Многие материалисты ведут себя в жизни более праведно, чем те, кто верует в Бога. Предпочтение к умственным занятиям также не является достаточным признаком духовности.
Лично мне все определения, основанные на "образе жизни", не нравятся. Я предпочитаю свое, основанное на понятии "одухотворенность". Конечно, оно тоже имеет недостатки, но считаю его более продуктивным и близким к тому, что хочется выразить.
Одухотворенность - это пребывание индивида в его "рекорде", где он переживает состояние возвышенности всех своих духовных и нравственных сил. Это состояние вдохновения и самого высокого доступного индивиду смысла (см. главу 4."Смысл"). Оно может быть не видно со стороны, но хорошо известно ему самому. Оно не зависит ни от религиозности, ни от мировоззрения, не связано напрямую с ценностями и творческими занятиями человека.
У всякого есть свой духовный рекорд. Он знает минуты жизни, за которые ему не стыдно и в которых он был воистину человеком. Однако индивид по большей части находится в состоянии, далеком от своего рекорда. Но когда ему удается вновь там оказаться, - это и называется одухотворенностью. Важен не уровень рекордного смысла, а фактор пребывания в этом состоянии, поэтому и дворник, и епископ могут быть одухотворенными. Пребывание в состоянии рекорда важнее уровня рекорда, ибо сопровождается возвышенным этическим чувством и чревато дальнейшим подъемом. Духовность индивида "измеряется" количеством времени пребывания в состоянии одухотворенности. Духовность, таким образом, - это способность быть в состоянии одухотворенности.
Вот на такое определение духовности-одухотворённости я и опираюсь.
Somnenievovsem написал(а):1). Застой. Отсутствие развития. Такая духовность не имеет развития. Можно конечно сказать, что развитие такой системы не важно. Однако ты ведь не будешь отрицать, что первобытно-общинный склад общества далеко не самая идеальная система для человека? Или все же подискутируем на эту тему? Так вот с развитием системы знаний и культуры, такая духовность постепенно уходит в историю.
Не соглашусь. Ты немного преувеличил, назвав это застоем. Ведь наши предки вышли из этого состояния в ходе своей культурной эво/революции. Действительно, первобытно-общинный склад общества далеко не самая идеальная система для человека, но почему-то современные люди всё время грезят о ней, желая равных распределений богатств, одинаковых возможностей на старте, не зависящих от происхождения и т.д. Но дискусировать на эту тему не стоит, ибо это прошедший этап истории человечества(если хочешь - примитивный
)
Somnenievovsem написал(а):2). Примитив. Такое всегда легко разрушить. Сталкиваясь с цивилизацией более высокого уровня культуры, такая система разлетается в дребезги. Тому не мало исторических примеров, да ты и сам это прекрасно осознаешь. Да, зачастую, первобытная духовность заменяется духовностью более агрессивной и аморальной, но процесс развития все же идет.
Разве дело в духовности ? Кто сильнее, тот и победил. Варвары разрушили Рим, турки - Константинополь, татары - Русь. В южной Африке при сопротивлении англичанам поднялись племена(то ли зулусы, то ли бушмены). Колдун провёл какой-то ритуал и обещал племенам победу. Они так свято поверили в неё, что тысячами кинулись на английские войска, вооружившись топорами и копьями. Конечно же их всех расстреляли из винтовок. Но кто в тот момент был более духовен - британские солдафоны, которые ненавидели и эти земли, и людей, на них обитающих или зулусы, защищающие земли своих предков ? По-моему в тот момент преимущество за последними, ибо поднялись.
Somnenievovsem написал(а):3). Низкий уровень осознания. Духовность о которой мы говорим построена на множестве абсурдных догм и суеверий, а не на системе знаний. Именно отсюда и проистекают два вышеперечисленных недостатка. Как ты сам понимаешь это напрямую связанно с интеллектом.
Мне кажется, ты говоришь о культуре, а не о духовности.
Somnenievovsem написал(а):4). Когда я говорил о узости таковой духовности, я имел в виду о познании мира и включении его в свой духовный круг. Ты считаешь, что этого человеку не надо? Тогда мы в корне расходимся во взглядах. На мой взгляд духовней осознавать, что Луна это планета-спутник Земли, без которого жизнь на Земле была бы совсем иной, чем думать, что это лик некоего божества, которое по ночам смотрит на землю, чтобы людям не было так темно...
Тут правда расходимся, ибо я не вижеу ничего духовного в том, что знает каждый школьник. Духовность связана с прорывом, инсайтом, озарением, а не с зубрёжкой. Думаю для самого Коперника его открытие было крайне духовным, но не для меня..Тебе будет смешно, но не так давно я увидел в небе женскую фигуру, состоящую из облаков. Она почти точ-в-точь совпадала по описаниям с той, про кого я читал за час до этого. Вот лично для меня это было духовное явление. Конечно же это совпадение, если пытаться обяснить это с рациональной точки зрения. Но в тот момент я видел божество, богиню.
Somnenievovsem написал(а):5). И не стоит так же забывать, что мы все же способны осознать и понять духовность первобытных людей, а вот им понять нашу не дано. Ты вот говоришь, что Шекспира и Вагнера им и не надо, но современный культурный человек с удовольствием посмотрит на их ритуальные танцы и примитивные произведения искусства. Примитивная система не может вобрать в себя сложную, но сложная примитивную легко.
Фишка в том, что мир первобытных и примитивных людей целостнен, у них уже всё есть, всё понятно и ясно. Дух не отделился от материи, материя одухотворена, а дух материален. А у нас как раз и есть такая проблема оторванности от мира, и внутренняя разорванность. Нам не хватает духовной пищи, поэтому наиболее развитые из нас идут в театр, музей, оперу, балет, чтобы приобщиться к высокому искусству, которое как раз одухотворено, т.к. связано с творческим озарением. То же самое и с просмотром примитивного искусства, ритуалов, танцев. Городской человек оторван от своих корней, поэтому и едет в экзотические страны, чтобы посмотреть на то, где ещё чтото сохранилось. Ну не ездят же туда чтобы встать посреди племени и сказать - смотрите, какой я духовный и высоко развитый, а вы все примитив 