В первой и второй части: причина зла, ошибка, грех, порок, первый разговор об аде; теодицея зла, персонализированное зло, «дуализм», ещё об аде, смысл зла.
Часть третья. Ответ на зло. Мир наводнили злые борцы со злом, а это, как сказал один замечательный Протоирей: «самая дьявольская карикатура».
Когда мы своим некорректным выбором актуализируем зло, а потом делаем суетливые попытки от него отгородиться мы только придаем ему большую значимость и вес.
Не афишировать зло. Не делать злу рекламу, утверждениями о его вездесущности и коварстве. Не повышать его значимость призывами к борьбе.
С персонализированным злом, то есть с Дьяволом, – сложнее. Мы возвращаемся к вопросу: почему всесильный и всемогущий Бог, не уничтожает тех, кто окончательно выбрал путь греха и порока? А ведь не уничтожает…
Любая попытка уничтожить того, к кому хоть кто-то тянется, в ком кто-то нуждается, как правило приводит к героизации мнимой жертвы не «терпимого Бога».
Тот, к кому в свободном выборе могут обратиться, - не подлежит уничтожению. Уничтожение того, от кого есть определенная зависимость, на кого опираются или рассчитывают, есть не что иное, как насилие над свободной волей, - лишение человека варианта выбора.
Дьяволу будут сохранять жизнь, пока хоть кто-то к нему обращается, ВНИМАНИЕ, кто-то видит в нем своего оппонента и организует свою жизнь на принципах борьбы с ним.
Единственный путь уничтожения персонализированного зла, это путь его очевидного банкротства, его естественного самоуничтожения. Мы, как цивилизация, должны сделать свой окончательный выбор, не заигрывать с персонализированным злом, не держать его «про запас» для врагов, не просить шепотком о помощи в «кривых-косых» делах, а добровольно отвернуться от него. Когда такое случится, его не станет. В мироздании правосудием никогда не уничтожается то, что может быть спасено милосердием, но это не тот случай…
Добром победит зло невозможно, добром можно только растворять или покрывать зло. В любой ситуации противостояния необходимо утверждать свою добрую волю так, чтобы становиться хозяином положения.
Продираться сквозь хитросплетения зла, находить добродетель в другом человеке и, раскрытием этой добродетели, растворять имеющееся зло, - вот позитивный и праведный метод.
Мы обязаны адекватно относиться к поступкам человека, но судить Бога в другом человеке не позволено никому: «Не судите, да не судимы будите» Иисус (Мф. 7:1).
И ещё: бороться со злыми людьми бессмысленно и нелепо принимать их всерьез. Как бы они ни пыжились, сколько бы они ни мнили о себе, у них ничего нет впереди. Они заслуживают нашей искренней улыбки, их злые рожи должны видеть и слышать наш смех: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Гневаясь и борясь, мы придаем им больше значения, чем в них есть на самом деле.
Итог. Мы сделали акцент на несовершенстве нашей реальности и описали то потенциальное зло, которое является следствием такого несовершенства. Очевидно, что это только внешняя или «лицевая сторона» той картины, которая описывает наше мироздание.
Творец – совершенен, и любая часть творения, даже та, где совершенство не может быть проявлено в силу естественных ограничений, - скажем пространства и время, - несет в себе потенциал совершенства, актуализация которого приведет к обретению совершенства этой частью творения. То есть помимо потенциального зла заключенного в несовершенстве, наша реальность несет в себе и потенциал божественного совершенства.
Вы догадываетесь от кого зависит какой, из этих двух, потенциалов будет актуализирован: актуализация того и другого потенциала происходит с участием свободной воли человека – это наш с вами выбор.
Поле потенциального зла всегда создает для нас напряжение и помогает четко выбирать вектор приложения усилий, совпадающий с волей Бога, которая всегда направлена на обретение совершенства всем Творением.
Наша с вами, как созданий, космическая задача – актуализация потенциала божественного совершенства, через корректное взаимодействие с несовершенной реальностью. Если по-простому, — это выбор в пользу того самого света совершенства «Будьте совершенны, как совершенен Отец…» Иисус (Мф. 5:48).
Когда кругом сплошная тень, как в нашем с вами случае, бессмысленно искать свет, надо тянуться к свету, двигаться к свету, и не в коем случае не зацикливаться на борьбе с этой тенью; просто надо помнить: несовершенство везде...
Мы достигаем совершенства, неся в опыте такого достижения ту уникальность, которая присуще каждому из нас, и изначальное совершенство Создателя пополняется обретаемым совершенством его созданий. Именно в предоставлении возможности достижения совершенства изначально несовершенным созданиям выражается любовь Бога.
Нереальность зла. Создатель - совершенен, и для Него актуальным, а значит и реальным является только то, что совершенно. Любое ограниченное совершенство, есть шаг отделяющий от совершенства, шаг, который делает несовершенство менее реальным.
Ещё менее реальным является для Создателя актуальное несовершенство, несущее потенциальное зло, а актуализированное свободной волей зло выражает степень нереальности того мира, где это зло было проявлено.
Маршрут жизненного пути с остановками: зло – грех – порок, - есть не что иное, как уход в нереальность, окончательный разрыв отношений с реальностью: разрыв отношений с Богом.
У зла нет своей реальности, оно реально ровно настолько, насколько мы ему отпускаем своей волей, и мы делаем его ещё более реальным откликаясь на него; тень делает реальной только наш выбор. Кстати, именно поэтому Дьявола называют «великое ничто».
Материальная реальность, где велика возможность и вероятность совершения ошибки для Создателя менее реальна, чем, скажем, реальность духовная. «Бог есть Дух» Иисус (Ин. 4:24)
Но если материальная реальность несовершенна, означает ли это, что Бог не видит нас, что мы грешные для него нереальны? Конечно нет, Бог видит не только наши ограничения и несовершенство, но и все наши потенциалы, в том числе и потенциал Божественного совершенства, ведь мы тоже часть той реальности, которая по воли Бога движется к совершенству. И пока в нас ещё хотя бы тлеет этот божественный огонек, Бог нас видит.
Этот огонек ещё есть в грешнике, и его уже нет в порочном человеке, хотя окончательное решение принимать не нам…
По мере нашего движения по восходящим, - более совершенным, - типам реальности, отказ от зла становится естественной необходимостью, тогда наш потенциал становится все более актуальным, и наша реальность для мироздания становится все более очевидной.
На пути восхождения к совершенству, вероятность актуализации потенциального зла уменьшается и полностью исчезает по достижении нами совершенных уровней (см. тему Предназначение человека.). В истоках, как мы выяснили, никакого зла нет.
Теперь мы можем представить какую степень нереальности для Бога несет то место, которое мы называем адом. Ада, как места нет, хотя бы по тому, что там Бога нет и быть не может. И даже если сторонникам ада представляется «справедливым» попадание грешников в нереальность, то даже у самых оголтелых из них духу не хватит предположить, что в нереальности греха есть потенциал Божественного совершенства.
Отнимая у человека привычный и «милый его сердцу» ад – надо конечно же предложить ему что-то взамен. Альтернатива этой химере есть, и это любовь Бога. «Бог есть любовь» Иисус (1 Иоанна 4:16).
Любовь Бога — это не просто чувство далекого и непонятного «старика» причём не известно, как проявленное, это, буквально, реальность, покрывающая всех и каждого и стимулирующая те потенциалы человека, раскрытие которых и помогает ему обретать совершенство (см. тему Любовь, любовь и еще раз любовь.).
Отношение Бога к человеку — это не просто отношение Создатель – создание, такие отношения несложно было бы свести к отношению «функция-функция», они наполнены сущностно и представляют собой отношения родителя и дитя. Отец не может перестать любить своего сына, дитя не может потерять свое сыновство: «Бог наш Отец милосердный» Иисус (Лк. 6:36)
Бог любит не подобно отцу, но как отец. Он любит нас не за «что-то»: не за жертву, не за «хорошее служение» и не за молитву, - а за то, что мы Его дети. И как любой отец, Он не отказывается от своего ребенка, даже если тот его знать не хочет (см. тему Отцовство-сыновство).
Грех является опытом сознания человека, он не является частью сознания Бога, и мы должны отделять человека от греха: любовь Бога спасает грешника, - закон Бога уничтожает грех. Грех уничтожается путем актуализации божественного потенциала, содержащегося в несовершенстве; движение к совершенству и есть закон Бога.
Под конец ещё немного истории: у диких народов панический ужас вызывала естественная смерть соплеменников. Когда несчастного разрывал дикий зверь или в драке ему пробивали голову, было всё ясно и объяснимо, но почему ещё живой днем человек вечером ложился и умирал – примитивный человек был понять не в состоянии. Всё объясняла версия изначального изъяна, то есть, если предположить, что каждый из нас от рождения несет в себе какую-то неполноценность или испорченность, то естественная смерть становится реализацией во времени этой неполноценности. Вы видимо догадались, что речь идет о так называемом «первородном грехе».
У дикарей двадцатого века история с «первородным грехом» давно вышла за все рамки возможных допущений. То, что некоторые личные качества человека могут быть наследованы мы знаем, но грех не является личностной реальностью, и что в этом случает передается по наследству: определенный вариант свободного выбора? Человек изначально несовершенен, - это очевидно, но версия о том, что он изначально греховен ставит его в положение единожды провинившегося и вечно виноватого раба (опять время определяет вечность) - раба, нуждающегося в прощении: ещё ничего не сделал, только родился, а уже виноват.
История с «первородным грехом» должна была умереть две тысячи лет назад, - тогда она и умерла. Божественный призыв «будьте совершенны» обращен к человеку несовершенному, и никак не напоминает призыв «будьте не греховны».
Откуда эту «дикость» опять вытащили – понятно (митраизм, иудейская теология), и для чего вытащили тоже понятно: человеком напуганным адом и изначально виноватым - проще управлять.
Как же надо не любить человека, чтоб унижать его страхом и приписать ему изначальную склонность к чему-то недостойному, и как, при этом, надо любить тех, кто помогает ему «справится» с этим испугом и «нехорошей наследственностью» …
Финал. В основе любого Зла лежит не полнота восприятия Создателя. Мы слишком далеко от Источника всего, и находясь в своих «заводях» пространства и времени, думаем, что и в Истоках содержится та же муть несовершенства, и тот же грязный осадок зла. Конечно, и в нашей «заводи», и в истоках – вода, но из нашего болотца воспринять и оценить чистоту Источника крайне сложно. А он – чист.
Движение к Источнику, через корректное взаимодействие с несовершенной реальностью, в том числе и через отказ от актуализации потенциального зла, ставит перед человеком задачу формирования ценностного уровня. Эволюция ценностей, их перемещение с материального уровня на уровень духовных реалий, открывает перед человеком возможности интерпретировать истоковые реальности, то есть обретать истинные ценности, стремление к которым проявляет идеалы и актуализирует потенциалы Божественного совершенства.
Прогресс цивилизации без духовного роста, с космической точки зрения, бесполезен, и всегда будет выводить на территорию потенциального зла.
_______________
С ответственностью за каждое слово и без какой-либо претензии на авторство.