Вопрос. - До какой степени способно разумение человека постигнуть Бога?
Сей вопрос требует времени и заниматься его разъяснением вот так, за столом, нелегко; тем не менее мы коротко обсудим это.
Да будет вам известно, что существует два вида знания: знание основной сущности вещи и знание ее качеств. Основная сущность вещи познается через ее качества; в противном случае сущность остается непонятой и сокрытой.
Поскольку наше знание вещей, даже бренных вещей мира творения, есть знание их качеств, а не их сущности, то как можно постичь природу Божественной Сущности, которая беспредельна? Ибо постигается не внутренняя основная сущность любой вещи, но только ее свойства. Например, внутренняя сущность солнца не известна, но его познают по его свойствам, которые есть тепло и свет. Внутренняя сущность человека не известна и не видна явно, но по ее свойствам о ней судят и ее познают. Так всякая вещь известна по ее свойствам, а не по внутренней сущности. Хотя разум и охватывает все вещи, и существа внешнего мира постигаются им, тем не менее эти существа остаются непознанными в их внутренней сущности; они познаются только в отношении их свойств.
Таким же образом вечный и бессмертный Господь, Который в святости Его остается вне разумения и понимания, может быть понят в Своей сокровенной сущности? Иначе говоря, как вещи могут быть поняты только по их свойствам, а не в их сущности, то определенно, что Божественная Реальность не познаваема в Его сущности, а постигаема только в части ее свойств. К тому же, как преходящая реальность может охватить Предсущую Реальность? Ибо постижение есть результат охватывания - для того, чтобы постичь, следует прежде объять, - а ведь Сущность Единства всеобъемлюща, но сама необъятна.
Кроме того, в самой принадлежности к различным уровням существования заключено препятствие для постижения. Например, вот этот камень принадлежит к царству минералов; какой бы ступени не достигло его развитие, способность к росту останется для него недоступной. Растениям, деревьям, как бы они ни развивались, не дано обрести способность видеть или воспринимать с помощью других чувств; а животное не может представить состояние человека, то есть его духовные возможности. Различие состояний составляет препятствие для познания; низшая ступень не может постичь высшую ступень. Каким же образом то, что преходяще, может постичь Предсущее Существование? Посему познание Бога означает постижение и познание Его качеств, а не Его Сущности. Такое познание качеств к тому же зависит от возможностей и способностей человека; оно не абсолютно. Философия заключается в том, чтобы постичь сущность вещей в их существовании настолько, насколько это позволяют возможности и способности человека. И значит то, что преходяще, может познать свойства Предсущего только в той степени, насколько это в силах и возможностях человека. Таинство Божественного освящено и поднято над разумением существ, ибо все, что является в воображении, доступно пониманию человека, а человеческая способность к познанию не поднимается до понимания Божественной Сущности. Единственное, что человек может осознать - это свойства Божественного, отблеск которого зримо проявляется во внешнем мире и внутри душ человеческих.
Когда мы взираем на мир и всматриваемся в души человеческие, мы зрим дивные знаки божественных совершенств, явные и очевидные; ибо в сущности вещей проступает Вселенская Сущность. Сущность Божественного можно уподобить солнцу, которое с высот своего великолепия сияет надо всеми горизонтами; и на каждый горизонт, и на каждую душу ложится отблеск этого сияния. Если бы не было этого света и этих лучей, не было бы ничего; все сущее отражает высшее нечто, все питается от этих лучей и от этого света. Блеск совершенств, щедрот и свойств Бога ярко сияет и отражается в сущности Совершенного Человека - Несравненного, высочайшего Явителя Бога. На прочие существа падает лишь один лучик, а высочайший Явитель предстает как зеркало, отражающее Солнце во всей полноте его совершенств, свойств, проявлений и чудес.
Познание Сущности Божественного невозможно и недостижимо, но познание Явителей Бога равносильно познанию Бога, ибо щедроты, величие и божественные свойства открыты в Них. И посему, если человек познает Явителей Бога, он познает и Бога; а если человек пренебрежет познанием Святых Явителей, то будет лишен знания Бога. Итак, установлено и доказано, что Святые Явители есть средоточие щедрот, знамений и совершенств Бога. Блаженны те, на кого изливается из сияющих Зарниц свет божественных щедрот!
Мы надеемся, что Друзья Бога, исполнившись магнетической силы, будут притягивать щедроты сии из самого источника и что они восстанут в блеске такого сияния и таких знамений, что станут очевидными свидетельствами Солнца Сущего.
ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ
Абдул-Баха