Для начала приведу мнение некоторых учёных.
Нашёл для себя интересным, что многие ученые, в том числе и триипостасники, допускают, что Библия не содержит учения о троице как такового. Труд The Encyclopedia of Religion, например, излагает:
«Сегодня толкователи и богословы согласны в том, что еврейская Библия не содержит учения о троице... Несмотря на то, что еврейская Библия описывает Бога как отца Израиля и употребляет понятия, как например, Слово (давар), Дух (руах), Мудрость (гохма) и Присутствие (шехина) в качестве олицетворений для Бога, но не соответствовало бы намерению и духу Ветхого Завета приводить эти понятия в связь с поздним учением триипостасников.
Кроме того, толкователи и богословы согласны в том, что и Новый Завет не содержит ясного учения о троице. Бог-Отец – источник всего сущего (Пантократор) и так и отец Иисуса Христа; „Отец“ не является титулом первого лица троицы, но синонимом для Бога...
В Новом Завете нет рефлектирующего сознания метафизической натуры Бога („имманентная троица“), и Новый Завет не содержит специального языка позднего догмата (гипостазис, оусиа, субстантиа, субсистентиа, просопон, персона).... Бесспорно, что невозможно установить этот догмат только на основании Священного Писания».
Относительно исторических фактов в этом отношении труд The New Encyclopædia Britannica излагает:
«В Новом Завете не появляется ни слово Троица, ни учение как таковое...
Учение развилось постепенно, в течение нескольких веков и вызывало многие споры...
Только в IV столетии своеобразие этих трех лиц и их единство были сведены в один общепринятый догмат об одной сущности и трех лицах».
Труд New Catholic Encyclopedia делает подобное заявление относительно происхождения догмата троицы:
«Толкователи и богословы Библии, в том числе и растущее число католиков, признают, что нельзя говорить об учении троицы в Новом Завете без серьезных ограничений. Параллельно к этому также и историки, занимающиеся догматами, и методичные богословы признают, что те, кто говорит о безусловном учении о триединстве, отошли от периода христианского начала, скажем, к последней четверти IV столетия. Только тогда то, что можно было бы называть определенным догматом о троице, „один Бог в трех лицах“, было полностью усвоено в жизни и мышлении христиан...
Сама формула не отражает непосредственного понимания начального периода; она была продуктом продолжавшегося 3 столетия развития догмата».