В 325 году н. э. в Никее в Малой Азии вселенский собор епископов сформулировал символ веры, объявивший Сына Бога «истинным Богом», так же, как и Отец является «истинным Богом». Часть символа веры гласит так:
«Но что касается тех, кто говорит, что было [время], когда [Сына] еще не было, что Его не было до Его рождения, и что Он появился из небытия, или кто утверждает, что Сын Божий имеет другую ипостась или сущность, создан или подвержен чередованию или изменению – их католическая церковь предает анафеме».
Поэтому все, кто верил, что Сын Божий не является таким же вечным, как Отец, или что Сын был создан, были осуждены на вечные муки. Можно представить себе, какое давление оказывалось на массу обыкновенных верующих, чтобы они приспособились к этому.
В 381 году н. э. в Константинополе состоялся дальнейший церковный собор, и было объявлено, что надо поклоняться святому духу и прославлять его так же, как Отца и Сына. Год позже, в 382 году н. э., собрался еще один собор в Константинополе, и на нем подтвердили полную божественность святого духа. В тот же самый год, до церковного собора в Риме, папа Дамасий представил собрание учений, которые церковь должна была осудить. Этот документ, названный «Томом Дамасия», содержал следующие заявления:
«Если кто-либо не признает, что Отец вечный, что Сын вечный и что Святой Дух вечный: он – еретик».
«Если кто-либо не признает, что Сын Бога является истинным Богом, как и Отец является истинным Богом, что Он имеет всю силу, все знает и равен Отцу: он – еретик».
«Если кто-либо не признает, что Святой Дух... является истинным Богом... имеет всю силу и все знает... он – еретик».
«Если кто-либо не признает, что три лица, Отец, Сын и Святой Дух, являются настоящими личностями, равными, вечными, содержащими все видимое и невидимое, что они являются всемогущими... он – еретик».
«Если кто-либо говорит, что [Сын, который] стал плотью, не был на небе с Отцом, в то время как Он был на земле: он – еретик».
«Если кто-либо, говоря, что Отец является Богом и Сын является Богом и Святой Дух является Богом... не говорит, что они являются одним Богом... он – еретик».
Если ты член церкви, которая признает учение о троице, то хочу спросить тебя: определяют ли эти заявления твою веру? Понял ли ты, что вера в догмат о троице, как ему учат церкви, требует от тебя верить, что Иисус был на небе, в то время как Он был на земле? Это учение подобно тому, что изложил церковный деятель IV столетия Афанасий в своей книге On the Incarnation:
«Слово [Иисус] не было ограничено Своим телом, и Его присутствие в плоти не мешало Ему в то же время присутствовать и в другом месте. Когда Он шевелил Свое тело, Он не переставал управлять также вселенной Своим умом и силой... Он все же является Источником жизни для всей вселенной и присутствует в каждой ее части, но вне всего».
Что означает догмат о троице
Некоторые пришли к заключению, что значение троицы состоит лишь в том, что Иисусу приписывается божественность. Для других вера в троицу означает просто верить в Отца, Сына и святого духа.
Но тщательное исследование символов веры показывает, какими печально несоразмерными являются эти представления по сравнению с официальным догматом. Официальные определения ясно показывают, что догмат о троице не является простой идеей. Напротив, он является сложным рядом идей, набранных в течение длинного периода времени и соединенных друг с другом.
Имея в виду картину догмата о троице, образовавшуюся после церковного собора в Константинополе (381 г. н. э.) из «Тома Дамасия» (382 г. н. э.) и Афанасьевого символа веры, возникшего некоторое время позже, и из других документов, мы можем ясно определить, что христианский мир подразумевает под догматом о троице. Он охватывает следующие определенные идеи:
1. Утверждается, что существуют три божественные лица – отец, сын и святой дух – в одном божестве.
2. Утверждается, что каждое из этих отдельных лиц вечное и что никто из них не появился раньше или позже другого.
3. Утверждается, что каждый является всемогущим, никто не является более или менее великим, чем другой.
4. Утверждается, что каждый всезнающий.
5. Утверждается, что каждый из них – истинный бог.
6. Но все же утверждается, что они не три бога, а только один бог.
Безусловно, догмат о троице является сложной совокупностью идей, включающей в себя, по крайней мере, вышеупомянутые важные элементы, но содержащую еще кое-что больше, как показывает исследование подробностей. Если же мы рассматриваем только вышеупомянутые основные идеи, становится ясным, что, удалив какую-либо из них, оставшееся не было бы больше троицей. Для полной картины должны быть в наличии все эти части.
Имея теперь лучшее понимание о выражении «троица», ты можем спросить себя: была ли она учением Иисуса и Его учеников? Если да, то она должна была быть полностью сформулированной в первом столетии нашей эры. И так как то, чему они учили, находится в Библии, догмат о троице или является библейским учением, или нет. Если это так, то Библия должна ясно учить ей. Ведь это одно из основных учений, если не самое основное. Это не то что 1914 год или ещё какое-нибудь сложное пророчество.
Было бы неразумно думать, что Иисус и Его ученики учили людей о Боге, без того чтобы говорить им, кем Он является, особенно, если имеем в виду, что от некоторых верующих даже требовалось отдать свою жизнь ради Бога. Поэтому Иисус и Его ученики должны были бы придавать высочайшее значение ознакомлению других с этим важным учением. ИМХО.
Отредактировано amber (Пятница, 4 декабря, 2009г. 00:39)