В 11 веке русская "Повесть временных лет" пишет: "Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же - мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями". Почти то же самое впоследствии будет написано в "Молоте ведьм" - католическом руководстве по борьбе с ведьмами и колдунами. Причем российские костры начали разгораться за сотни лет до европейских.
1204 год. В Суздале сожгли "лихих баб", которые наколдовали неурожай.
1227 год. Сожгли четверых человек в Новгороде.
1411 год. В Пскове сожгли 12 женщин за то, что эти "ведьмы" наслали на город чуму.
1575 год. В Новгороде сожжено 15 женщин.
1591 год. Царь Федор Иоаннович приговаривает к казни несколько колдунов за насылание порчи.
1647 год. Царь Алексей Михайлович приказывает "на площади в струбе, облокши соломою, сжечь женку Агафью и мужика Терешку Ивлева" за колдовство.
1653 год. По городам и весям разлетаются столичные указы, требующие усилить борьбу с колдунами. За хранение запретных книг и подозрительных предметов можно было угодить на костер. Подозрительными предметами объявлялись даже коренья, которые традиционно использовались народной медициной. "Преступников" сжигали прямо в их собственных домах.
1666 год. На берегу Днепра сожжены шесть ведьм.
1671 год. По подозрению в колдовстве сожжена монахиня Олена. Она под пытками не призналась в колдовстве, что было оценено как отягчающее вину обстоятельство. Вместе с ней на костер отправили человека, у которого нашли тетрадку с какими-то рецептами.
1674 год. В Тотьме по обвинению в порче попала на костер "женка Федосья".
1676 год. По царскому указу сожжено двое лекарей села Сокольское, у которых дома нашли коренья и травы.
1682 год. Сожжена Марфушка Яковлева за наведение порчи.
1687 год. Документ об учреждении Славяно-греко-латинской академии требует: "Всякого чина духовным и мирским людям, волшебных, и чародейных, и гадательных, и всяких от церкви возбраняемых и богохульных и богоненавистных книг и писаний у себя никому весьма не держати и по оным не действовати, и иных тому не учити... таковый человек за достоверным свидетельством без всякого милосердия да сожжется".
1689 год. В деревянном срубе на Красной площади сожжен протестантский пастор Квирин Кульман.
1689 год. Казнен русский поэт, историк и просветитель Сильвестр Медведев за чтение "неправильных" книг и мелкие теоретические разногласия с церковью.
1714 год. В срубе на Красной площади сожжен Фома Иванов, отрицавший божьи чудеса и почитание икон.
1731 год. Выходит императорский указ о сожжении не только деревенских лекарей-колдунов, но и всех, кто обращался к ним за помощью.
1738 год. Поручик Александр Возницын перешел в иудаизм и сделал себе обрезание. Об этом знали только три человека - сам Возницын, еврей Борух Лейбов, который убедил поручика сменить веру, и жена поручика. Она донесла куда надо. Лейбов и Возницын были полностью изобличены и сожжены заживо . Доносчица получила в награду землю с крестьянами "за правый донос". Стучали друг на друга даже члены одной семьи. Во истину "И враги человеку - домашние его" (Матфея 10:36).
1743 год. Мордвин Несмеянко сожжен за то, что отрекся от православия.
Это всего лишь случаи, ставшие известными.
Посетившие Московию иностранцы свидетельствуют о том же. Швед Петрей сообщает, что на Руси в 17 веке еретиков сажают на кол, а трупы сжигают. Англичанин Флэтчер был свидетелем того, как в Москве в специально построенном срубе сожгли двух еретиков - мужа и жену. Это было сделано в полном соответствии с церковным Соборным уложением 1649 года, которое прямо требовало сжигать колдунов и еретиков заживо.
Несколькими столетиями раньше митрополит Новгородский Геннадий Гонозов требовал от московских властей массовых казней и ссылался в качестве примера на Испанию: "Как нам тогда свести срам со всей земли? Вон фряги какую крепость держат по своей вере: сказывал мне цезарский посол про шпанского короля, как он свою землю-то очистил!"
Аналогичные предложения Гонозов рассылал и своим коллегам в разных городах: "Еретиков казнить, жечь и вешать, пытать их накрепко, чтобы дознаться, кого они прельстили, чтобы искоренить их совсем и отрасли их не оставить".
А кого, кстати, считали тогда еретиками? Ну, например, того, кто говорил, что икона - точно так же, как и идол языческий, - дело рук человеческих и поклоняться ей поэтому глупо. Тех, кто говорил, что в момент причастия прихожанам дают не кровь и не тело Христово, а простое вино и хлеб.
Вот еще пример ереси. В 1554 году московский дворянин Башкин прочитал Новый Завет и обнаружил там тезис о том, что все люди равны перед Господом. А значит, никаким монахам и попам они поклоняться не должны - только Богу. За свои воззрения дворянин был приговорен к пожизненному заключению. Хотя многие иерархи настаивали на казни.
Было дело, Русская православная церковь даже объявила войну иноверцам.
Во время взятия литовского города Полоцка русскими войсками там была учинена форменная религиозная резня - всех иудеев утопили, а католикам отрубили головы. Это произошло потому, что московский митрополит объявил целью военной кампании священную борьбу православия против иноверцев.
Наибольшего размаха православный террор достиг во времена церковного раскола, когда церковь развалилась на две части - никониан и старообрядцев. Основное отличие между ними состояло в том, что первые крестились тремя пальцами, а вторые - двумя. Естественно, обе фракции тут же объявили друг друга еретиками.
Никониане тут же начали борьбу со старообрядцами, причем никониан поддерживала власть.
"В Казани никонияне тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире - шестерых, в Боровске - четырнадцать человек", - фиксирует документ той эпохи.
Монахи Соловецкого монастыря не согласились с некоторыми построениями никониан. Дело дошло до восстания. Никониане подтянули войска. Восемь лет продолжалась осада монастыря. После чего он был взят, а все монахи казнены.
После этого на волне энтузиазма никонианами был заживо сожжен вместе со своими ближайшими сподвижниками предводитель старообрядцев Аввакум, к тому времени давно сидевший в тюрьме.
Но в 1685 году вышел уже официальный указ о сожжении заживо за старообрядчество. Староверов выискивали по всей стране. Многие старообрядцы, не дожидаясь арестов, сами сжигали себя в своих скитах.
Главарь староверов Аввакум в ожидании казни писал о насильственном внедрении никонианства на Руси: " Наших на Москве жарили, да пекли: Исайю сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? Не знаю. Мой Христос не приказал апостолам так учить, еже бы огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить".
Однако староверы были тоже далеко не невинными. Если бы власть поддержала последних, в стране творилось бы то же самое. В письме царю Федору Алексеевичу тот же Аввакум писал о никонианах: "А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья-пророк, всех перепластал в единый час... Перво бы Никона, собаку, рассекли начетверо, а потом бы никониян."
Однако до конца старообрядчество уничтожить не удалось. До сих пор существуют староверы. Впрочем, по сей день кое-где существуют и язычники-огнепоклонники.
Наказывали именем Божьим не только "отступников" и "еретиков", но даже и тех, кого не в чем было подозревать.
Просто за не очень почтительное поведение. Например, на тех, кто позволяет себе разговаривать в храме, надевали кандалы. Силой заставляли людей ходить в церковь. В конце 18 века епископ Велико-Устюжский распорядился: "Буде же кто леностью и нерадением во святую церковь ходить не станет, такого побуждать и увещевать непременно. А ежели во втором и третьем увещевании и понуждении кто непреклонен и упрям окажется, садить в цепь и колодки". Вот так. Не хочешь - заставим.
В 1754 году сенат решил освободить от пыток детей моложе 17 лет. Церковь выразила протест.
То же самое продолжалось и в 19 веке. Когда в 1866 году физиолог Сеченов выпустил книгу "Рефлексы головного мозга", церковь потребовала отправить автора в ссылку. В ссылку ученого не отправили, но некоторое время книга была запрещена к продаже.
Даже в конце 19 века в России за религиозные "преступления" сажали людей. Доля "религиозных преступников" достигала двух процентов от всех осужденных.
И в 20 веке сажали. В России с 1904 по 1913 год с подачи церкви было осуждено больше 8 тысяч человек за ересь.
Дореволюционным рабочим, которые в большинстве своем жили в рабочих казармах и фабричных квартирах, вменялось в обязанность посещать службу в воскресные и праздничные дни. Уклоняющихся брали на учет, а упорствующих выгоняли с работы и из общежития. Попы регулярно обходили квартиры рабочих, собирая на праздничные молебны. Непустившего в квартиру попа и недавшего на молебен могли с семьей выгнать из заводской квартиры.
Также и с церковными обрядами. Они были законодательно обязательны. Когда кто-нибудь с умилением пишет о толпах горожан, идущих в праздник в храмы, то он просто не знает той действительности. Попробуй не пойди. Это уже сигнал "куда следует". Даже поведение в церкви было законодательно регламентировано: как стоять, как кланяться, как прикладываться к иконе.
Ссылка